Нужна помощьХочу помочь
20.01.2022

ЧЕМ РАНЬШЕ — ТЕМ ЛУЧШЕ

ЧЕМ РАНЬШЕ — ТЕМ ЛУЧШЕ

Что такое программы ранней помощи и для кого они создаются

Часто родители детей с нарушениями в развитии сталкиваются с тем, что период, когда ребенок мог освоить многие навыки просто и играюче безвозвратно упущен. Для того, чтобы это “золотое время” не терялось, и были разработаны специальные программы ранней помощи. 

ДЛЯ КОГО И ЗАЧЕМ

Ранняя помощь должна оказываться всем детям, имеющим риски нарушения развития. Если диагноз поставлен сразу, еще в роддоме, то родители нуждаются в немедленной консультации специалистов о том, как правильно заниматься с ребенком после выписки. Другая категория дети без установленного диагноза при рождении, но которые по разным причинам развиваются медленнее и вне стандартов.

Главная цель программы ранней помощи  создать условия для оптимального развития и адаптации в обществе. То есть программа в первую очередь направлена именно на социальное включение ребенка в повседневную жизнь.

Программы раннего вмешательства впервые появились в США и Европе. Цель этих программ состоит в оказании помощи семьям, воспитывающих детей раннего  возраста (от 0 до 3 лет), имеющих какие-либо нарушения развития. Такие программы в некоторых странах работают уже не один десяток лет, например, шведский закон о ранней помощи был создан еще в шестидесятых годах прошлого века. 

С 2016 года в России теперь тоже существует “Концепция развития ранней помощи”, утвержденная правительством. Но большая проблема в том, что не все семьи знают о ранней помощи или способах ее получения.

ЛУЧШЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ НИКОГДА

Почему же так важен именно ранний период в развитии ребенка?

В современной педагогике и медицине считается, что период до трех лет является основой для дальнейшего развития человека. Дело в том, что многие функции мозга формируются под воздействием окружающей среды. И особенно интенсивно это происходит именно в первые три года жизни. Важно, что в этот период физическое состояние так тесно переплетено с психическим, что даже незначительные нарушения здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу.

В этот же период ребенок осваивает основные двигательные навыки, формируются коммуникативные связи, начинает проявляться самостоятельность и отделение от родителей. То есть весь этот первый опыт напрямую влияет на дальнейшую жизнь.

Поэтому в раннем вмешательстве обязательно нуждаются дети с нарушениями интеллекта, зрения и слуха, двигательными нарушениями, языковыми проблемами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями поведения, критически недоношенные младенцы, а также после сильных инфекций или родовых травм.

“А НАМ ТОЧНО НУЖНА ПОМОЩЬ?”

Ранняя помощь должна начинаться прямо с рождения. Поэтому в российских родильных домах сейчас проводят обязательный неонатальный скрининг на несколько тяжелых заболеваний. Если диагноз из скринингового списка  подтверждается, ребенок после выписки направляется в медико-генетический центр, где его должны обеспечивать необходимыми лекарствами и питанием. Часто это помогает предупредить отставание в развитии и уменьшить риск осложнений.

Также всем новорожденным проводят аудиологический скрининг. Дети, у которых подозревается нарушение слуха, направляются на дальнейшее обследование к аудиологу (сурдологическая служба).

ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

Для первичной диагностики (при подозрении на какие-либо отклонения в развитии ребенка) в детской поликлинике или Институте раннего вмешательства должны использоваться международные скрининговые шкалы (KID-шкалы и CDI-шкалы). 

Эти шкалы представляют собой опросники (для родителей ребенка), описывающие разнообразные типичные формы поведения детей первых лет жизни. В результате можно оценить развитие ребенка по разным областям и выяснить есть ли отставание в какой-либо из них.

Если нарушения выявлены, с ребенком должна работать мультидисциплинарная команда, в которую входят: психолог, специальный педагог, логопед или специалист по ранней детской коммуникации, физический терапевт, врач (педиатр, детский невролог), эрготерапевт. Это позволяет провести всестороннюю оценку не только ребенка, но уже и всей семьи. И только после такой комплексной оценки специалисты составляют программу раннего вмешательства.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Индивидуальные программы ранней помощи направлены на развитие всех навыков, которые ребенок осваивает в первые три года жизни:

  • Моторные (брать игрушки, переворачиваться, ползать, ходить)
  • Умственные  (думать)
  • Общения (слушать и понимать речь, разговаривать, играть, взаимодействовать с другими людьми)
  • Самообслуживания (есть, одеваться)

Очень важно, чтобы вся ранняя помощь была непрерывной. В этом возрасте не работает модель курсовой поддержки лучше заниматься понемногу, но на протяжении всего необходимого времени. 

Опыт Санкт-Петербурга и других российских регионов показал, что служба раннего вмешательства может создаваться и успешно функционировать и в рамках учреждений образования/здравоохранения/социальной защиты, и как независимое юридической лицо.

Например, в Санкт-Петербурге, существуют службы ранней помощи как на базе детского сада, так и отделения абилитации детских поликлиник, и отделения раннего вмешательства, центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, а также отдельный «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства». В некоторых регионах созданы мобильные бригады ранней помощи с выездами на дом. 

БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ И СТИГМЫ

Раннее вмешательство это первый шаг к инклюзивному обучению и социальной адаптации всех детей, независимо от степени имеющихся у них нарушений и отставания в развитии. Это дает возможность ребенку играть на любой детской площадке со сверстниками и ходить в обычный детский сад по месту жительства.

Например, в 2017-м году был реализован проект “На тренировку вместе”. В рамках этого проекта 10 детей в возрасте от 5 до 10 лет с различными нарушениями слуха, в том числе с кохлеарными имплантатами успешно занимались в акробатическом клубе, вместе с детьми без особенностей развития. И это показывает как любые программы ранней помощи могут быть направлены не только на поддержание здоровья ребенка, но и способны оказывать всестороннюю поддержку семье. Это позволяет родителям не оставаться наедине с бедой, придает силы и уверенность в борьбе с болезнью и позволяет ребенку с нарушениями развития расти и учиться не изолированно, а вместе с другими детьми. 

ГДЕ МОЖНО ОСТАВИТЬ ЗАЯВКИ НА РАННЮЮ ПОМОЩЬ

Центр Лечебной педагогики (Москва)

Департамент труда и социальной защиты (Москва)  

Программа “Уверенное начало” (Москва и Санкт-Петербург)  

Институт раннего вмешательства (Санкт-Петербург) 

Благотворительный фонд «АиФ. Доброе сердце» в 2022-м году запустил новый проект «Семейный уход», получивший поддержку департамента труда и социальной защиты населения Москвы. Этот проект создавался для повышения качества жизни и наших подопечных с маломобильностью, и всех членов их семей.

Текст: Полина Лихачева