Представьте: в классе вашего ребенка появится одноклассник с особенностями развития. Какие эмоции вы испытаете, если вам сообщат такую новость?
Сейчас учеников с с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) все чаще можно встретить в обычном классе, а не в специальных коррекционных образовательных учреждениях. У учителей и родителей других детей это может вызвать ряд вопросов: как перестроить образовательный процесс доступно для всех ребят, учитывать особенности ребенка с ОВЗ не в ущерб остальным, как разговаривать с классом и не допустить травли.
Дети с особенностями развития имеют такие же права на образование, как и дети без нарушений развития. Просто у них есть и особые потребности.
Психолог благотворительного фонда «АиФ.Доброе сердце» Татьяна Кокарева рассказала про то, как сделать процесс обучения комфортным для всех.
Потребности детей с ОВЗ те же, что и у детей, не имеющих нарушений в развитии. Это — потребность в познании, коммуникации и социальной адаптации. Но вот возможностей, ввиду их ограничений по здоровью, — меньше, чем у нормотипичных детей, отсюда и сложности.
Чтобы право на образование ребенка с ОВЗ реализовалось в обычной школе, например, по месту жительства (самый предпочтительный вариант для родителей детей с ОВЗ в последние годы), там должна быть создана адаптивная образовательная среда.
Разговаривать с ребенком нужно правдиво, не искажая информацию. Стоит заранее объяснить, что в классе появится ученик с ОВЗ, рассказать доступным языком об особенностях этого заболевания и причинах его появления. А также обратить внимание на то, что люди бывают разные и нельзя относиться к ним хуже из-за особенностей здоровья.
Всегда обращайте внимание на проявления у детей зависти, агрессии, желание унизить «не такого как мы» и самоутвердиться за его счет. Эти проявления являются предпосылками буллинга (травли), поэтому данную проблему в классе важно решать комплексно: с привлечением учителя, психолога и руководства школы.
Инклюзивная культура в школах нашей страны еще формируется. И приход в класс особенного ученика для учителя ставит сразу несколько важных проблем.
«Все дело в специалисте. Нужно искать «своего», с которым ребенку будет комфортно, который будет понимать, что ему по силам, давать самое важное, отметая все лишнее.
Наш классный руководитель и сама — мама особенного ребенка. И она всегда подбирает программу под ученика, в зависимости от того, на что он способен. Если видит, что тяжело писать, то налегают на устные задания.
К примеру, год назад для Вани было просто неподъемной задачей выучить правило. Сколько бы ни зубрили — слова вылетали из головы. И было очевидно: дело не в лени. Педагог поняла, что ребенок (его мозг) еще не готов и сделала паузу. Сработало! Сейчас Ваня запоминает правила», — рассказала Елена Клеваева, мама подопечного фонда «АиФ. Доброе сердце».
Немаловажную роль в успешной адаптации ребенка с ОВЗ к школе будет играть всесторонняя подготовка как самого ребенка к приходу в класс, так и остальных детей в классе (а также их родителей) — к тому, что в классе будет учиться особенный ученик.
В каждой школе, где учатся особенные дети, важно заниматься формированием инклюзивной культуры. Этому способствуют:
— уроки доброты, формирующие толерантное отношение к людям с особенностями развития;
— творческие фестивали и конкурсы, где особенные дети могут проявить себя наравне с детьми без нарушений развития для развития дружбы между ними;
— совместный просмотр фильмов, спектаклей, чтение книг, которые показывают жизнь людей с особенностями в развитии;
— раскрытие личной истории ребенка с ОВЗ самими родителями или учителем и установлении мини-шефства в классе для особенного ученика.
Какие фильмы можно показать классу:
«В классе Ильи — всего 10 учеников. И ни у кого из них даже мысли не было сказать в адрес Илюши что-то обидное. В этом, конечно, большая заслуга классного руководителя, которая на корню сразу пресекала любые попытки как пошутить над Ильей, так и проявлять жалость или снисходительность к нему.
Первое время со своими вынужденными выходами в уборную Илья выглядел скорее героем. Не у каждого первоклашки хватит смелости так часто поднимать руку и говорить на весь класс «Можно выйти?».
Конечно, все это мешало вести урок. Отвлекался учитель, отвлекался весь класс. И сам Илья пропускал важную информацию во время своего, пусть и короткого, отсутствия. Поэтому учительница предложила приезжать после уроков, чтобы она индивидуально занималась с Ильей по 2-3 часа», — рассказала Галина, мама Ильи Портного, подопечного фонда «АиФ. Доброе сердце».
Часто особенного ребенка могут отвергать в классе именно из-за отсутствия социальных связей между родителями. Или если личное негативное отношение родителей других одноклассников к особенному ребенку передается детям. Причина часто бывает в недостаточности информации о заболевании и возникающих в связи с этим страхах «а как это повлияет на наших детей».
Что делать учителю? Через информационно-просветительскую работу на родительских собраниях, общение в родительских чатах и индивидуальные беседы можно изменить негативное отношение к ребенку с особенностями на позитивное. Важна и информация о самом заболевании, и о том как оно повлияло на конкретного ребенка, его развитие, особенности поведения. А также информация о том, как включение в класс особенного ученика повлияет на процесс обучения остальных учеников, как этот опыт может обогатить жизнь ребят через познание нового, рост терпимости и сочувствия, а также развитие эмоционального интеллекта.
Мы уверены: образовательный процесс возможно сделать комфортным и интересным для всех ребят, независимо от их возможностей. Давайте развивать поддерживающую среду вместе!
Текст: Елизавета Черкасова
Интервью: Виктория Шадчина
* Материал подготовлен с использованием пожертвования Благотворительного фонда «Абсолют-помощь».
Вы можете помочь ещё больше! Расскажите друзьям о нас!
Вернуться на главную