05.06.2025

Нужно ли наказывать ребенка?

Нужно ли наказывать ребенка?

Родители часто говорят нашим психологам: «Ребёнок не слушается, а я срываюсь и кричу» или «Подросток неуправляем, отказывается лечиться.Что мне его —наказывать?» За этими словами — страх и усталость от бесконечной борьбы за здоровье ребёнка. Психологи фонда «АиФ. Доброе сердце» рассказывают как справляться с эмоциями и находить путь к примирению без крика и вины.

Родители, обратившиеся к психологам фонда, часто жалуются на одно и то же:
 «Ребенок никого из нас не слушается, поэтому я постоянно срываюсь и кричу»
 «Подросток стал совершенно неуправляем и отказывается лечиться»

Эти вопросы не только про поведение детей, они — про страх, растерянность и усталость. Особенно, когда у ребенка — тяжелый хронический диагноз и в семье идет постоянная борьба за его здоровье. Психологи фонда «АиФ. Доброе сердце» ежедневно помогают родителям справляться со своими эмоциями и выстраивать диалог с ребенком, находить подход без давления и наказаний. Один из самых частых запросов — как воспитывать без крика и чувства вины.

ТАК НАКАЗЫВАТЬ ВСЕ-ТАКИ МОЖНО?

Родители часто делятся на два лагеря. Одни считают, что строгость и наказание — единственный путь к дисциплине. Другие вспоминают, как сами чувствовали себя, когда их наказывали, и не хотят такого опыта для своих детей.

В итоге выбор кажется сводящимся к двум крайностям: или жесткий контроль, или вседозволенность. Но истина всегда где-то посередине.

ПОЧЕМУ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ НЕ ДЕЛАЮТ ТО, ЧТО МЫ ОТ НИХ ХОТИМ?

К младенцу взрослые почти всегда относятся с пониманием, но уже с 2–3 лет начинают ждать от малыша осознанности и самоконтроля.

На деле же мозг маленького ребенка еще не готов воспринимать долгие словесные объяснения, делать выводы и «вести себя правильно». Эти навыки начинают формироваться ближе к подростковому возрасту.

Поэтому так важно учитывать возрастные особенности ребенка и не требовать от него невозможного.

«НАКАЖУ, А ЧТО ПОТОМ?»

Некоторые родители убеждены, что наказание (словом или действием) — самый эффективный метод воспитания. Да, оно может мгновенно остановить нежелательное поведение. Но что будет в долгосрочной перспективе?

В книге «Позитивная дисциплина. Как помочь детям развить сознательность, ответственность, навыки сотрудничества и решения проблем» доктор педагогических наук Джейн Нельсен описывает четыре последствия наказания, которые дети часто выбирают как модели поведения:

  1. Обида: «Это так несправедливо. Я не могу и не хочу больше доверять этим взрослым!»
  2. Отмщение: «Да, сейчас они победили, но потом я им отомщу…»
  3. Открытое неповиновение: «Буду теперь делать все наоборот и докажу, что никогда не буду вести себя, как им хочется!»
  4. Отчуждение:
      4.1. Скрытность: «Просто буду лучше скрывать, чтобы в следующий раз не поймали»
      4.2. Заниженная самооценка: «Я ничтожество и ничего не могу сделать правильно..»

Такие реакции могут закрепиться в сознании ребенка надолго и сильно повлиять на его дальнейшее поведение, отношения и самооценку.

ДЕТИ УЧАТСЯ У НАС

Когда взрослые постоянно решают конфликты криком, унижением или физическим воздействием, ребенок впитывает это как норму.

И начинает или применять такой же способ — в детском саду, в школе, на площадке, или наоборот — становится жертвой, не научившись отстаивать себя, привыкнув подчиняться силе и агрессии.

Семейные отношения — первая и самая важная школа жизни для ребенка. И то, как в семье решаются споры и конфликты, он и будет воспринимать как проявление любви.

«А ОН МНЕ ПОТОМ НА ГОЛОВУ СЯДЕТ!»

Некоторые родители боятся, что без наказаний дети «сядут на голову». Особенно если ребенок болеет, и ему и так многое разрешается. Но отсутствие запретов — это не родительская забота, а дезориентация. Важно, чтобы ребенок понимал: у всех его поступков есть последствия, и он сам может выбирать как себя вести и сам способен влиять на свою жизнь. Такой подход и формирует ответственность — чувство, которое не развивается под контролем и страхом.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ПОЗИТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА?

Подход, предложенный Джейн Нельсен в книге «Позитивная дисциплина. Как помочь детям развить сознательность, ответственность, навыки сотрудничества и решения проблем» (Jane Nelsen, Ed.D.), сочетает:

  • доброту — как уважение и веру в ребенка;
  • строгость — как четкие границы и серьезное отношение к правилам;
  • участие детей в принятии решений, которые их касаются.

Важно не путать доброту с потаканием. Доброта — это не «разрешить все», а дать поддержку, когда ребенку трудно. Строгость может выражаться не  криком, а спокойной уверенностью родителей.

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ

  • Вместо наказаний в семье есть понятные и заранее оговоренные правила (возможно, даже написанные и повешенные на стенку!);
  • Дети (если достаточно взрослые) тоже участвуют в их формулировке, а значит, лучше понимают и принимают;
  • В семье практикуются регулярные семейные собрания, где всем можно обсуждать, что из правил работает, а что нет (и вносить свои предложения по их изменению);
  • С малышами (примерно до 4 лет) границы задают взрослые, но в уважительной и доброжелательной форме, а не в порядке приказа.

Хотите больше инструкций для родителей? Рекомендуем прочитать книгу Джейн Нельсен «Позитивная дисциплина. Как помочь детям развить сознательность, ответственность, навыки сотрудничества и решения проблем». В ней — много конкретных примеров, практик и ответов на вопросы родителей, в том числе в сложных семейных ситуациях.

Воспитание не просто набор правил или контроль «по инструкции». Это путь. У каждой семьи он свой, особенно если в ней растет ребенок с тяжелым диагнозом. Но вне зависимости от диагноза и возраста — доброта и уважение работают лучше страха и наказания. А мы в фонде «АиФ. Доброе сердце» рядом, чтобы помогать вам — и словом, и делом. Чтобы помогать семьям находить опору в каждом дне.

Текст: Татьяна Кокарева, психолог фонда «АиФ. Доброе сердце»

* Для родителей подопечных фонда «АиФ. Доброе сердце» все консультации психологов фонда — бесплатны. Наши опытные психологи постоянно работают с семьями, где растут дети с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями, и знают как помогать быстро и эффективно.

** Реализовано при поддержке Департамента труда и социальной защиты города Москвы.