10.04.2025

ребенок с ОВЗ и… хорошей самооценкой?

ребенок с ОВЗ и… хорошей самооценкой?

Родители детей с инвалидностью чаще остальных обращаются к психологам с вопросами: «Как повысить самооценку моему ребенку? Что сделать, чтобы он/она были уверенными и спокойными?» А сложности в учебе и социализации детей с ОВЗ делают такие вопросы актуальными в любом возрасте.

Современные родители, разговаривая с психологами, часто отмечают негативное влияние низкой самооценки на уверенность ребенка в себе. Но в каких случаях формируется слишком низкая или чересчур высокая? От чего это зависит и как сформировать у ребенка здоровую, адекватную самооценку? И что здесь зависит от влияния семьи, а что — от усилий самого ребенка?

Разбираемся с психологом фонда «АиФ. Доброе сердце» Татьяной Кокаревой.

С САМООЦЕНКОЙ НЕ РОЖДАЮТСЯ

Итак, адекватная самооценка ребенка — это его реалистичное представление о самом себе, своей ценности как личности, о своих качествах и способностях.

Но, хотя слово «самооценка» и звучит как «сам-себя-оцениваю», ни один ребенок не рождается с этим умением. Он учится этому во взаимодействии со значимыми взрослыми. Каким же образом это получается?

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, можно выделить два уровня самооценки ребенка:

1. Самовосприятие  (внутренний уровень)

2. Слова и поступки (внешний уровень)

Значимые взрослые (а это могут быть не только родители, бабушки и дедушки, но и другие взрослые люди, например, няни, учителя или тренеры) всегда транслируют определенное отношение к ребенку.

КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ ИЛИ БЕЗУСЛОВНО ПРИНИМАТЬ?

И это может быть как безусловная любовь, проявление уважения к маленькому человеку, его личности, принятие мыслей, чувств, ощущений ребенка и поддержки его проявлений во внешней среде (особенно, когда ребенок осваивает очередной важный навык). 

А может быть любовь только при определенных условиях (например, «я тебя люблю, если ты хорошо себя ведешь», или «я тебя хвалю только, если ты достигаешь нужного мне результата», или «я обращаю на тебя внимание, если выражаешь одобряемые мной чувства»). В этом случае истинные чувства и переживания ребенка, неугодные взрослому, игнорируются или осуждаются.  

В первом случае обычно формируется здоровая самооценка. А вот во втором случае, чтобы почувствовать себя любимым и ценным  ребенку сначала нужно стать таким как желает родитель, подстроиться под настроение и ожидания  значимых взрослых.

ЛЮБОВЬ — ТОЛЬКО ДЛЯ «ХОРОШИХ»

В этом случае у ребенка, как правило, формируется низкая самооценка, ведь он постоянно получает скрытые послания, что такой как он есть — он недостаточно хорош, не достоин любви, не ценен. А некоторые родители говорят малышам «такого плохого мальчика/девочку я не люблю». И ребенок с детства привыкает к мысли: чтобы стать хорошим, любимым, ценным для взрослых — нужно делать то, что им нравится, становиться тем, кого родители желают видеть в своем ребенке. Никакой любви и внимания не заслужить, если не оправдать ожидания взрослых и не быть, например, спортсменом, отличником, хорошей девочкой, которая никогда не злится и всегда помогает…

В итоге ребенок с низкой самооценкой  постоянно недооценивает свои возможности, обесценивает достижения, излишне самокритичен, обидчив и раним. Он боится ошибаться и гораздо реже использует новые возможности, много сомневается, смотрит на мир и других людей через негативную призму, ожидая неудачи и разочарования. Также низкая самооценка может проявляться в желании ребенка быть для всех хорошим и удобным, постоянно жертвуя своими желаниями и потребностями.

НЕДОХВАЛИТЬ — ПЛОХО, А ПЕРЕХВАЛИТЬ — ЕЩЕ ХУЖЕ?

А что же высокая самооценка? По умолчанию считается, что иметь высокую самооценку — здорово. Но иногда люди, которые так говорят, под высокой имеют ввиду здоровую/адекватную самооценку. Но если говорить именно о неадекватно завышенной самооценке, то это то случай, когда человек явно переоценивает свои способности, достижения и значимость, когда ожидает успеха для себя не по вложенным усилиям, а просто потому, что «ну это же я». Человек с завышенной самооценкой обычно считает себя идеальным и непогрешимым, не воспринимает критику, не признает свои ошибки и отказывается менять свое поведение. Формируется такая самооценка в случае, когда ребенок долгое время встречал неадекватное отношение к себе со стороны значимого взрослого (или всей семьи). Например, взрослый преувеличенно восхищалсялюбыми действиями ребенка, потворствовал любым его желаниям и прихотям и не давал критической обратной связи на ошибки или проступки. Также бывает, что завышенная самооценка вырабатывается в качестве компенсации внутреннего ощущения собственной не-значимости, не-ценности, взращивается, чтобы компенсировать болезненную неуверенность в себе.

КАК РАБОТАЕТ «РОДИТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА»

Да неужели отношение даже всего одного родителя может так сильно повлиять на самооценку ребенка?

А дело в том, что отношение значимого взрослого к ребенку встраивается внутрь ребенка как программа, определяющая его взросление. В психологии есть понятие «интроект» — чужое убеждение, полученное человеком от значимого другого, не переработанное критически самим человеком и продолжающее определять мышление и поведение этого человека. Так как в детстве в силу незрелости мозга критическое мышление еще не развито, то отношение значимого взрослого во многом и формирует отношение ребенка к самому себе, непосредственно влияя на его самооценку.  

Таким образом, сформировать адекватную самооценку ребенок может только, если встречает чуткое и взвешенное отношение к себе со стороны родителей или других значимых  взрослых, которые хоть и любят и поддерживают его безусловно, признавая чувства и потребности ребенка, но также способны поправлять и корректировать его поведение при необходимости.

Именно тогда ребенок вырастает в человека со здоровой/адекватной самооценкой, который:

  • ощущает свою ценность вне зависимости от условий/обстоятельств;
  • уважает себя и других людей;
  • адекватно оценивает свои качества и способности, осознавая свои сильные и слабые стороны;
  • умеет слышать самого себя и принимать свои чувства;
  • способен проявлять свои чувства во взаимодействии с другими людьми;
  • в меру самокритичен: способен признавать свои ошибки, принимая конструктивную критику;
  • умеет изменять свое поведение с учетом меняющихся условий, своих целей и желаний. 

Безусловно, на самооценку ребенка в течение жизни влияют не только его близкие, но и другие факторы, например, социальное окружение, поддержка или буллинг ровесников, личный опыт ребенка и умение самостоятельно справляться с трудностями и сложными задачами, а также состояние здоровья и внешние данные. 

САМООЦЕНКА И ИНВАЛИДНОСТЬ

Говоря о детях с ограниченными возможностями здоровья следует отметить, что состояние здоровья, в результате которого могут возникать физические ограничения в общении, учебе и ежедневной активности, а также депривация каких-то органов чувств — все это является сильным фактором влияния на самооценку ребенка.

Но любящее и поддерживающее отношение родителей к своему ребенку творит чудеса даже в самых тяжелых случаях. Психологи нередко видят примеры, когда ребенок с очень тяжелым заболеванием все равно чувствует себя любимым, ценным, значимым и вместе с родителями ищет возможности для применения своих способностей и развития сильных сторон и качествсвоей личности.

И, наоборот, дети с небольшими ограничениями, но без должной поддержки родителей (имеется ввиду именно поддержка, а не гиперопека!) чувствуют себя очень неуверенно: им кажется, что на их особенности и «недостатки» постоянно обращают внимание, что их осуждают и критикуют даже незнакомые люди. Такие дети не только слабо проявляются во внешней среде (вне зависимости от своих возможностей), но и нередко именно они становятся объектами насмешек и травли со стороны нормотипичных детей.

Поэтому психологи не устают напоминать родителям, что отношение к ребенку в семье с ранних лет формирует основу его самооценки, а потому так важно быть бережным по отношению и к себе, и к своему ребенку. 

Полезные советы родителям давала психолог фонда «АиФ. Доброе сердце» Татьяна Кокарева.

* Для родителей подопечных фонда «АиФ. Доброе сердце» все консультации психологов фонда — бесплатны. Наши опытные психологи постоянно работают с семьями, где растут дети с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями и знают как помогать быстро и эффективно.

** Реализовано при поддержке Департамента труда и социальной защиты города Москвы.