Домашние занятия и работа с сурдологом для детей с нарушениями слуха и речи — это необходимый минимум, но чаще всего недостаточный. Почему такие дети быстрее осваивают новые навыки, если проходят интенсивный курс с разными специалистами? И как именно должна быть организована программа слухоречевой реабилитации?
Разбираемся как восстанавливают слух и речь детям на примере работы Центра реабилитации слуха и речи «Тоша &Co», с которым наш фонд сотрудничает несколько лет и где многие наши подопечные уже добились впечатляющих успехов.
Развитие слуха и речи — это сложный процесс, который требует участия не только сурдолога, но и сурдопедагога, логопеда, нейропсихолога, а часто и специалиста по сенсорной интеграции. Только слаженная работа команды помогает преодолевать барьеры и достигать прогресса быстрее.
Например, 20 индивидуальных занятий во время курса в реацентре включают работу с cурдопедагогом, педиатром и логопедом, речевую и музыкальную терапию, психолога-игротерапевта, нейропсихолога, телесную терапию и эрготерапия.
Курс реабилитации должен строиться так, чтобы ребенок получал достаточную слуховую и речевую нагрузку, работал с разными специалистами, но не уставал. В домашних условиях или при редких встречах со одним узким специалистом такой баланс поддерживать сложно.
Эрика родилась недоношенной. У таких малышей всегда высок риск возникновения проблем со слухом. Но все обследования, проведенные в первые месяцы жизни, не выявили ничего. Врачи говорили, что девочка слышит.
— Когда у меня стали возникать подозрения, что дочь не слышит, в поликлинике меня успокаивали, что у недоношенных детей всегда так, им просто нужно чуть больше времени, — вспоминает свои первые опасения мама Ксения.
И только полное обследование в полтора года показало, что ушки Эрики — за плотно закрытой дверью. Первый раз эту дверцу удалось приоткрыть и запустить звук с помощью слуховых аппаратов, а прошлой зимой девочке на одно ухо установили кохлеарный имплант. С ним в жизнь четырехлетней Эрики сразу ворвалось множество звуков: голоса мамы, папы и сестер, журчание воды в кране, гул машин и скрип снега под ногами.
За год занятий с мамой Эрика хорошо продвинулась в речевом развитии. Словарный запас достиг 150 слов, онадаже пробует говорить фразами и уже почти не пользуется жестами, объясняя, что хочет попить воды или поиграть.
По характеру Эрика — боевая, самостоятельная. После того, как она начала слышать и поняла, что может общаться, ее не остановить. Она без стеснения разговаривает со всеми вокруг.
— Конечно, в семье все привыкли к ее особенностям ее речи, мы-то дочку понимаем , — говорит Ксения. — К тому же мы занимаемся со специалистами онлайн, и они хвалят Эрику, видят хорошие перспективы в развитии ее речи. Но пока мы словно качаемся на качелях с малой амплитудой. Нужен большой рывок, чтобы в речи наметился заметный прогресс.
Эрика хорошо знает названия цветов и может определить, какого цвета предмет. Но правильно построить фразу ей пока никак не удается. Если кофта, то она у Эрики «красный», а не «красная», а небо не синее, а «синий». Но, к сожалению, догнать в развитии сверстников только занятиями с мамой и одним районным логопедом невозможно. Многих звуков попросту нет.
В апреле Эрике будет пять, и школа окажется не за горами. Чтобы в нее пойти, нужно быстрее догонять сверстников. Этот речевой марафон мы можем пробежать вместе с Эрикой, поддерживая ее. Наш фонд открыл сбор для Эрики Луценко на платформе Tooba.
В реабилитационном центре специалисты разрабатывают персонализированную программу занятий, учитывая степень потери слуха, возраст ребенка, его когнитивные особенности и даже эмоциональное состояние. Это позволяет избежать проб и ошибок, которые почти неизбежны при самостоятельных занятиях.
Плюс в профессиональной реабилитации всегда задействованы игровые технологии, интерактивные упражнения и специализированные дидактические материалы. Они делают занятия увлекательными и результативными и обучают не только детей, но и родителей, которым предстоит ежедневно заниматься с ребенком дома и важно понимать, как это делать правильно и эффективно. В центре реабилитации взрослые тоже получают ценные рекомендации и психологическую поддержку, что помогает выстроить регулярную систему занятий вне курсов реабилитации.
Например, в центре «Тоша &Co» для семей проводится курс информативных лекций с педагогами, экспертами по ассистивным устройствам и референтами по вопросам правовой и технической компетенции (Леонгард Э.И., Никитина Е.Ю., Рубинштейн С.Д., Кяргинская Л.А.) и создаются группы равного консультирования для родителей.
Пятилетняя Азалия начала слышать полтора года назад с помощью кохлеарных имплантов, а постоянные занятия со специалистами в родном городе помогли «толкнуть» речь. Азалия научилась произносить простые слова, строить короткие фразы. Она может рассказать, что в детском саду ела кашу и спала, что в магазине ей купили сок. Но такая разговорчивая она только в общении с мамой или сурдологом. А вот с остальными детьми у нее диалог пока не складывается — они ее просто не понимают.
Айзиля, приходя за дочерью в садик, видит, что та постоянно играет или рисует одна, в уголочке. А когда становится особенно грустно, то затягивает понятную ей одной песню.
Азалия очень-очень любит музыку! Дома постоянно просит поставить ей программу «Голос. Дети». Слушает завороженно все песни, а некоторым, особенно любимым, пытается подпевать. Мама видит, что в детской голове рождается много мыслей, но слов, чтобы их выразить, пока не хватает.
Стереть речевой барьер, который появился у ребенка после нескольких лет абсолютной глухоты, возможно. Для этого девочке нужно как можно раньше попасть в реабилитационный центр для детей после кохлеарной имплантации. И тогда перестанут грустить и дочка, и мама.
Представьте, что ребенку после кохлеарной имплантации или настройки слуховый аппаратов нужно практически с нуля развить слуховое внимание, поставить произношение и научиться строить фразы. Если он занимается только с сурдопедагогом, то прогресс может замедлиться, а процесс постановки речи затянуться. Ведь придется отдельно решать вопросы произносительных сложностей или когнитивных трудностей.
В центре же с одним ребенком работают одновременно несколько специалистов, каждый из которых отвечает за свою зону компетенции. Это позволяет сразу прорабатывать разные аспекты слухоречевого развития, что значительно ускоряет прогресс. Да, домашние занятия необходимы и важны, но они не заменят профессиональную помощь там, где она необходима. Интенсивная программа в специализированном центре часто дает более быстрые и устойчивые результаты, помогая детям не только слышать, но и полноценно говорить, общаться, понимать мир.
«Алло!» и «тетя Мотя» — привезенные с реабилитации новые любимые слова, которые Арина повторяет с большим энтузиазмом дома. Но важны даже не сами слова, а четкость их произношения. До реабилитации у девочки были серьезные проблемы со звукопроизношением, а теперь ее можно без труда понять — все звуки на своих местах.
Арина слышала хорошо, но родилась с расщелинами твердого и мягкого неба. Чтобы исправить дефект, понадобилось несколько операций, а чтобы Арина научилась понятно разговаривать, ей потребовалась помощь специалистов и курс усиленной реабилитации, на который наш фонд открыл сбор на платформе Tooba. Теперь позади у Арины уже более 60 занятий, во время которых девочка училась произносить много новых звуков, а еще тренировала артикуляционный аппарат и дыхание.
Двухнедельный курс для Арины включал пять ежедневных индивидуальных занятий с фонопедом, логопедом и психологом. Специалисты закрепляли и отрабатывали с ней навык брюшного дыхания, необходимый для формирования звуков речи. Также много внимания уделялось тренировке силы и длительности звука. К концу курса в речи Арины очень чутко зазвучали «б», «п», «в», «л» и «ф». Сейчас Арина продолжает ходить на занятия с логопедом, а дома с мамой закрепляет все приобретенные навыки и знания. Девочке важно каждый день делать артикуляционную гимнастику, учить стихи, тренировать диафрагму, наращивать словарный запас, чтобы к школе она уже ничем не выделялась среди сверстников.
«Я счастлива, что могу слышать, как дочь произносит новые звуки и слова, как она цокает, прижимая язык к небу. Педагоги в центре хвалили Арину: отмечали, что она усидчивая, развитие речи идет отлично и прогнозы на будущее хорошие. Спасибо всем за помощь в сборе, от души благодарю туберов», — делится хорошими новостями Марина, мама Арины.
Друзья, спасибо за помощь семье Луженцовых и всем-всем нашим подопечным, которые благодаря нашей поддержке слышат, разговаривают и учатся!
Вы можете помочь ещё больше! Расскажите друзьям о нас!
Вернуться на главную