Эра онлайн-образования уже наступила, но особые условия для особых учеников пока еще созданы не везде. Разбираем с психологами и эрготерапевтами особенности инклюзивного онлайн-образования для школьников с особыми потребностями и ОВЗ.
Надомное обучение, экстернат, дистанционные образовательные технологии, онлайн-курсы и хоумскулинг — два года назад не все родители наших подопечных детей знали эти слова. Но онлайн-образование стремительно и неумолимо вошло почти в каждый дом вместе со школьными карантинами и эпидемическими локдаунами.
Вопросов в этой сфере по-прежнему пока больше, чем ответов, особенно у родителей детей с особыми учебными потребностями. Эти же родители теперь должны разбираться и в установке специальных образовательных программ, и в инклюзивных дистанционных методиках. Обязаны следить за эргономикой учебного места и электронным дневником. Успевать давать лекарства, соблюдать лечебный режим и, одновременно, вовремя подключать ребенка к урокам. А еще – работать сами и помогать детям и учителям.
«Мне казалось, что перерывы на питье и еду
нужно делать только строго между уроками»
Психологи фонда знают, что родители школьников с ОВЗ перед учебным годом могут часами говорить только о предстоящей учебе – настолько сложно приходится многим семьям. Поэтому мы решили обсудить особенности инклюзивного онлайн-образования с учителями, психологами, неврологами, эрготерапевтами, школьными консультантами и тьюторами и ответить на все важные вопросы.
А пока – две истории с полезными советами от родителей, которые сначала не знали как пережить эти два года дистанционной учебы, но потом… им даже понравилось!
В семьях, где есть дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, знают об эргономике школьного процесса, наверное, больше остальных.
«Сын шутит, что я между уроками играю с ним в “живой тетрис”. За день меняем положение десяток раз точно — и в коляске, и на диване, и на полу. Родители детей с ДЦП поймут эти бесконечные пересаживания и разминки: чтобы не было спазмов в руках и ногах, не нарастала боль в суставах, не сводило шею, не уставали глаза.
А еще приходится часто менять не только положение головы или тела, но и высоту экрана. Наловчились уже пристраивать этот планшет не только на стол и подоконник, но и на стремянку, на пол, на книжную полку.
Еще мы заранее, до уроков готовим воду в спортивной бутылке (из которой пить легко, а пролить невозможно), компот в термосе, который открывается нажатием кнопки, очищенные и разделенные на дольки мандарины. Раньше мне казалось, что перерывы на питье и еду нужно делать только строго между уроками, но учителя сказали, что лучше наоборот. И теперь у нас правило максимального удобства во всем! Все готовим заранее, потом остается только подключиться к уроку. Так и сын лучше сосредотачивается, и я реже захожу в комнату и его не отвлекаю». (Людмила, мама Антона, ДЦП)
ЭРГОТЕРАПЕВТ СОВЕТУЕТ:
Продолжительная учеба только в одном положении создает большую нагрузку на глаза и костно-мышечную систему даже у здоровых школьников. Поэтому важно заранее найти не одно, а несколько удобных вариантов и оборудовать учебную зону для ребенка так, чтобы можно было быстро поменять не только высоту стола и расположение монитора, но и подложить подушки и болстеры, прилечь на диван или на пол, поменять источники освещения.
Также необходимо делать специальные расслабляющие упражнения для глаз, регулярно проветривать комнату для занятий и использовать точечное освещение разной степени теплоты и яркости.
Тогда учебное время перестанет ассоциироваться у ребенка только с усталостью и дискомфортом и учиться станет легче и веселее.
Онлайн-образование — очень полезная, а иногда и единственная опция для детей с ограниченной возможностью посещать школу, но далеко не в каждом городе, не в каждой школе и не в каждой семье есть условия для организации действительно качественного, удобного и бесплатного (что очень важно для многих семей с тяжелобольными детьми) дистанционного обучения.
«Моя дочка на надомном обучении была еще до всех карантинов. Но ей всегда было неудобно, особенно, если учительница могла прийти только утром заниматься. Город у нас небольшой, школы тоже, уроки почти везде идут в две смены.
Если учительница к нам домой приходила после обеда, то дочке так было лучше, конечно. Мы и все лечение успевали провести с утра, и погулять, и поесть, и даже отдохнуть после домашних заданий. А вот если у учителя время есть только с утра, то приходилось дочку будить очень рано, чтобы все успеть.
Но мы всегда думали с мужем: “А как иначе-то устроить? У учителей и так нагрузка ужасная, когда могут, тогда и приходят”.
А потом начался карантин, всех перевели на дистанционку, и нас тоже. И дочкины онлайн-уроки теперь начинаются во вторую смену, что очень удобно! Так что, получается, что жизнь сама показала новую возможность – как сделать режим лучше. Теперь дочка устает и нервничает меньше, а за уроки садится охотнее.
Да, на дистанционке она, конечно, не стала отличницей как по волшебству, ей все равно нужна дополнительная помощь учителей и индивидуальные занятия раз в неделю. Но теперь гораздо проще договориться о созвоне в удобное для всех время.
Почему мы не отдали дочку на онлайн-обучение сразу? Потому что раньше у нас даже не было такой возможности, не было понимания и информации как это можно устроить. Мы привыкли подстраиваться под обстоятельства, пока жизнь – раз! и не изменилась вот так резко. Эти перемены все равно не даются легко, но мы теперь все равно начали думать: “а что, если и что-то другое тоже можно улучшить?”.
Кажется, что теперь не только дочка учится, но и мы все. Учимся видеть новое». (Светлана, мама Кристины, тяжелая патология ЖКТ)
Для инклюзивного онлайн-образования по современным стандартам нужны подготовленные преподаватели и хорошая техническая база (спутниковое телевидение, специальные компьютерные программы, достаточно мощный интернет). Но все-таки самое важное и самое первое, что нужно — это понятная и доступная информация для родителей.
Именно поэтому мы планируем регулярно писать о развитии инклюзивности в сфере онлайн-образования. Психологи и юристы, врачи и педагоги будут рассказывать о возможностях общего и дополнительного образования для наших подопечных. Большинство детей с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями, которым помогает фонд “АиФ. Доброе сердце”, живут в отдаленных регионах. Но в этом году, благодаря поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы, мы сможем уделять больше внимания также детям из Москвы и Московской области. И надеемся, что наш образовательный проект поможет каждой семье увидеть в стремительных переменах не проблемы, а возможности.
Текст: Александра Копейкина
Вы можете помочь ещё больше! Расскажите друзьям о нас!
Вернуться на главную