Нужна помощьХочу помочь
14.02.2024

«УСЛЫШЬ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА»

«УСЛЫШЬ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА»

Как сотрудники фонда учатся разговаривать, чтобы легче справляться с трудными ситуациями, правильно реагировать на критику и отказы, разбираться с жалобами и конфликтами, говорить понятней и проще. 

В следующем году у фонда «АиФ. Доброе сердце» — двадцатилетний юбилей работы. Некоторые коллеги работают в фонде так долго, что помнят истории первых детей и взрослых, которым помогали. Как и наши подопечные, все эти годы мы росли и учились новому. И все еще продолжаем учиться: в феврале сотрудники фонда участвовали в двухдневном тренинге «Эффективная коммуникация в клинической практике», который стал возможен благодаря поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ РАЗГОВАРИВАТЬ ПРАВИЛЬНО?

Практика, когда каждый сотрудник НКО — и швец, и жнец, и в медицинских вопросах подкован, и в юридических тонкостях разбирается, и цифровые технологии использует — обычная для большинства благотворительных фондов.

С одной стороны, это делает работу в благотворительном секторе захватывающе интересной: нужно быть готовым ко всему, никогда не знаешь — какие задачи придется решать завтра, особенно учитывая экономические и политические шторма.Но минусы у такой «креативной неопределенности» тоже большие: задач и ежедневных коммуникаций много, а темы и разговоры все больше тяжелые и сложные. Родители, которые говорят по телефону «помогите, вы наша последняя надежда»; читатели, которые хотят простых и понятных объяснений про очень сложные диагнозы; коллеги из других фондов, которым нужна помощь или консультация; руководители и подчиненные, которые тоже живые люди и могут уставать, болеть, выгорать. 

Перед учебой ведущие тренинга заранее спрашивали у сотрудников «АиФ. Доброе сердце» про самое наболевшее, чтобы составить учебную программу максимально эффективно.

КАК И ЧЕМУ МЫ УЧИЛИСЬ

За два полных дня, которые коллеги из фонда провели в пространстве московской «Благосферы» (общественный центр и креативное пространство для НКО), были рассмотрены не только сложные рабочие ситуации, с которыми сталкиваются сотрудники, но и наиболее эффективные способы презентации проектов, сбора и анализа информации, проведения переговоров (в том числе фандрайзинговых).

За огорченных родителей, недовольных коллег, неуступчивых партнеров и хейтеров из соцсетей выступала «симулированный герой» Елизавета Новикова — руководитель службы клиентского сервиса в клинике «Три сестры» (а еще — актриса и стендапер). А решать конфликты по науке, использовать эффективную коммуникацию и навыки эмпатии помогала Анна Симакова — опытный тренер и руководительница клиники «Три сестры» (одного из самых крупных реабилитационных стационаров в Европе).

На этом же тренинге мы изучили Калгари-Кембриджскую модель медицинской консультации, алгоритмы из которой применялись в учебе.

Калгари-Кембриджская модель была предложена Джонатаном Сильверманом, врачом и преподавателем медицинской школы Кембриджского университета, и Сюзанн Керц, профессором Университета Калгари (Jonathan Silverman, Suzanne Kurtz), в 1996 году.  Это детально проработанная модель (изначально медицинской) консультации и известный подход в обучении и развитии навыков общения среди врачей и медицинского персонала. Такой структурированный подход к диалогу сначала применялся как надежный способ построения партнерских отношений «врач-пациент», но со временем стал применяться не только в медицинской практике, а гораздо шире.

Поскольку каждый участник тренинга участвовал в смоделированной специально под его рабочий запрос ситуации с «симулированным пациентом», это помогло проработать именно те проблемы, с которыми он сталкивается ежедневно.

В фонде трудится не один десяток сотрудников. И для каждого рабочего направления мы выписали типичные ситуации и наболевшие вопросы. Поэтому на тренинге коллеги смогли по-новому посмотреть не только на коммуникативные задачи, с которыми сталкиваются в разных подразделениях  фонда,  но и на то, как по-разному мы выстраиваем диалог, выдерживаем сильные эмоции собеседника, работаем под давлением, выходим из конфликтов и решаем сложные рабочие задачи. Можно сказать, что два дня такой интенсивной учебы заложили новую основу для доверия между коллегами.

Особенно оказалось полезно изучить то, как мы сталкиваемся с сильными эмоциями собеседника. Это всегда трудно и неприятно, и здесь очень помогает знать, что помогающему специалисту требуются не только эмпатия и профессиональные навыки, но и специальный протокол решения  конфликтной ситуации.

ВИДЕТЬ ЗА ДИАГНОЗОМ — ЧЕЛОВЕКА

Многолетняя работа в благотворительном фонде не означает, что сообщать плохие новости или получать отказы легко. Привыкнуть к боли, слезам, отчаянию или упрекам — практически невозможно. Эмоциональное выгорание случается и у врачей, и у юристов, и у психологов, работающих в НКО.

Учиться справляться с немотивированной агрессией, душевной болью (своей и чужой) или ощущением беспомощности, когда проблему никак нельзя решить и болезнь нельзя вылечить — трудно, но необходимо.

Поэтому целых 2 дня мы снова и снова учились разговаривать так, чтобы не терять сочувствия к собеседнику, учились легче справляться с трудными ситуациями, правильно реагировать на критику и отказы, разбираться с жалобами и конфликтами, говорить понятней и проще. Учились разделять медицинский взгляд на болезнь и — взгляд пациента, его личный опыт (идеи, опасения, ожидания).

Специалисты фонда в своей ежедневной работе стараются смотреть не на диагноз, а на человека, видеть не врачебную выписку, а живую историю; анализировать не только процесс лечения пациента, но и способы улучшить состояние всей семейной системы. А обучение дало новые стимулы и дополнительные инструменты для такого внимательного взгляда.

КАК ЭТО УЛУЧШИТ НАШУ РАБОТУ?

Умение не только активно слушать, но и слышать; навык задавать открытые и уточняющие вопросы; установление контакта с собеседником и построение ясной и эффективной коммуникации — это мета-навыки, которые пригодятся абсолютно каждому сотруднику фонда.

  • Фандрайзерам на переговорах и презентациях;
  • Руководителям и подчиненным для планирования работы;
  • Сотрудникам онлайн-направлений, чтобы четко и интересно  рассказывать о деятельности фонда;
  • Медицинским журналистам — чтобы писать о подопечных,  заболевания и методах лечения понятно для любой аудитории;
  • Сотрудникам отдела адресной помощи и юристам — искать выход из сложных ситуаций вместе с семьей.

На тренинге мы учились правильно собирать обратную связь, слышать ее и использовать в своей работе. В ситуациях, когда диалог зашел в тупик, тренировались брать паузы на обдумывание, не бояться говорить, что сейчас для решения проблемы недостаточно ресурсов, учились предлагать компромиссные варианты:

  • «нам не удалось добиться положительного решения суда по предоставлению лечения, поэтому давайте обсудим следующий шаг»
  • «сбор идет медленней, чем рассчитывали, поэтому потребуется дополнительная помощь»
  • «к сожалению, по юридическим причинам мы не сможем закупить именно это лекарство, но мы можем найти  компромиссное решение».

А благодаря навыку правильно анализировать и структурировать информацию в процессе общения специалисты фонда теперь умеют распознавать не только явные, но и скрытые потребности обратившихся за консультацией, обращая внимание на «речевые маркеры» проблем.

ЯСНОСТЬ, ПРОСТОТА, ПРОЗРАЧНОСТЬ

Еще сотрудники «АиФ. Доброе сердце» учились напоминать себе: то, что мы знаем о редких заболеваниях, их лечении, реабилитации, медицинских и научных новинках — это результат многолетней работы совместно с лучшими медицинскими специалистами. Но таких знаний может не быть у наших собеседников, читателей, партнеров. Поэтому ясная и простая коммуникация поможет в работе НКО сразу на всех уровнях:

  1. Адресная помощь: родители и пациенты лучше понимают и запоминают информацию, ответственней следуют назначенному лечению.
  2. Юридическое сопровождение семьи: родители подопечных, зная, что юристы фонда тоже разбираются в диагнозе, начинают и сами активней  отстаивать свои права, чаще становятся юридически-грамотными пациентами.
  3. Психологические консультации: родители и дети перестают  замалчивать проблемы и начинают решать их вместе, повышается удовлетворенность общением внутри семьи, становится меньше конфликтов.
  4. Коллеги: учатся давать своевременную обратную связь по рабочим проектам, правильно задавать вопросы для продолжения диалога (например, «давайте подумаем вместе, как нам не допустить повторения это ситуации?»), лучше разделять зоны ответственности, мыслить стратегически не только в рамках рабочих проектов, но и для развития всего фонда.

И это только малая часть всего, чему мы научились за эти очень насыщенные два дня. Спасибо Благотворительному фонду Владимира Потанина за возможность не просто учиться новому, а делать это по самым высоким международным стандартам.