Нужна помощьХочу помочь
17.12.2021

БЕСПЛАТНЫЕ, НО НЕ БЕСПРАВНЫЕ

БЕСПЛАТНЫЕ, НО НЕ БЕСПРАВНЫЕ

Право на бесплатную медицинскую помощь, на качественное лечение, на получение полной и достоверной информации или право на отказ от информирования, право на сохранение медицинской тайны и на возврат денег за некачественные лекарства… А сколько вообще прав у обычного российского пациента и как в них разобраться?

Право на бесплатную медицинскую помощь в нашей стране есть у каждого человека, независимо от паспорта и полиса ОМС. Но только, если здоровью и жизни что-то угрожает. 

В ХОРОШЕМ КАЧЕСТВЕ, БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ И ОМС

То есть никто не имеет права отказывать в бесплатной помощи человеку с травмами, острой болью, сердечным приступом, потерей сознания или в процессе родов. Даже если никаких документов нет. Неоказание помощи во всех перечисленных случаях – повод для возбуждения уголовного дела по статье 124 (неоказание помощи больному) или 125 УК РФ (оставление в опасности).

С российским же паспортом и полисом ОМС вы (или ваши родственники, законным представителем которых вы являетесь) можете претендовать на медицинскую помощь почти при любых заболеваниях. Да, качество этой помощи в разных городах и регионах может быть очень разной и зависеть от очень многих факторов: региональный бюджет на здравоохранение, количество квот на операции, наличие реабилитационных центров, работа местного Минздрава. Но то, что такую помощь пациенту должны предоставить в рамках  системы обязательного медицинского страхования, работающей, кстати, на наши с вами налоги, — это несомненно.

С проблемой «а нам сказали, что такое лечение — только за деньги» чаще всего сталкиваются сотрудники отдела адресной помощи фонда “АиФ.Доброе сердце”. В этом случае к решению проблемы подключается юридический отдел, чтобы разработать для семьи нашего подопечного подробный маршрут для получения бесплатного лечения.  

Часто именно после юридических консультаций родители детей с неизлечимыми заболеваниями начинают всерьез интересоваться и другими своими правами и активно использовать новые знания самостоятельно. 

СОГЛАСНЫЕ НА ВСЕ. А НА ЧТО НА ВСЕ? 

«Хотели написать жалобу на некачественное лечение, но нам сказали — вы же подписали согласие, какие еще претензии? А мы и правда что-то подписывали…» 

Право на информированность — тоже непрозрачная для большинства пациентов область.

Когда перед операцией, инвазивными процедурами или сложным лечением вы подписываете какие-то листы с заголовком «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство» — это вовсе не значит, что вы заранее отказываетесь от всех своих прав. Или претензий, если что-то пойдет не так. Это всего лишь подпись, что вы понимаете суть медицинских манипуляций, осознаете последствия и в курсе, что имеете право отказаться от медицинской помощи.

Поэтому, перед подписанием любого согласия еще раз внимательно прочитайте описание возможных рисков и осложнений, задайте как можно больше вопросов врачу и добейтесь ясных и понятных ответов на них. 

Пациент имеет полное право получить ответы на все вопросы о своем лечении, а врач должен максимально честно и внятно на эти вопросы ответить.

Но если вы молча подписываете все, что вам дают, ни о чем дополнительно не спрашиваете, а врач сам не проявляет инициативы и ничего не рассказывает об осложнениях или рисках — то такая ситуация действительно не будет считаться нарушением. Потому что у пациента было право получить всю информацию об операции/лечении/обследовании заранее, но он этим правом не воспользовался. 

Еще одна самая часто встречающаяся жалоба родителей на доступность медицинской информации: в больнице или поликлинике не всегда охотно дают копии анализов или очень долго делают выписки из истории болезни. А в случае конфликтных ситуаций или судебных претензий амбулаторные карты иногда даже могут «теряться», передаваться  на загадочные «экспертизы» или менять свое наполнение. К сожалению, в случаях неразрешимого конфликта единственным выходом обычно становится обращение в прокуратуру и запрос о возбуждении уголовного дела. 

Но во всех остальных случаях, не таких экстремальных, медицинское заключение, отражающее состояние здоровья (выписку), должны предоставить в течение трех рабочих дней после запроса, а доступ ко всем оригинальным медицинским документам — не дольше, чем через месяц. 

МИНИМАЛЬНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ НАБОР ПАЦИЕНТА

В списке прав пациента есть и другие важные пункты, например:

  • про обезболивание
  • про стандарты срочной и неотложной помощи
  • про гуманное отношение
  • право поменять врача 
  • получение компенсации за недостаточное или неправильное лечение
  • право на возврат лекарств
  • право находится с близким в больнице и реанимации

И в следующем году мы планируем как можно подробней рассказывать об этих (и многих других) правах, которые важно знать каждому. Мы делаем это, чтобы жизнь всех наших подопечных становилась лучше и проще. И была именно жизнью, а не бесконечной борьбой.

Какую же законодательную базу стоит изучить в первую очередь и какие тексты и ссылки лучше всегда иметь под рукой, если вам регулярно приходится обращаться за медицинской помощью и отстаивать свои права пациента?

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  3. Статьи 124 или 125 УК РФ (неоказание помощи больному и оставление в опасности соответственно)
  4. Сайт регионального правительства с текстами постановлений «Об организации отделений неотложной медицинской помощи взрослому и детскому населению»
  5. Контакты страховой компании, выдавшей вам полис ОМС
  6. Сайт Роспотребнадзора
  7. Сайт регионального Минздрава 
  8. Сайт Росздравнадзора или круглосуточная Горячая Линия по соблюдению прав граждан: 8(800)550-99-03
  9. Сайт Прокуратуры РФ

А КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?

1. Не можете получить направление на обследование/госпитализацию или рецепт на лекарство, не записывают к нужному специалисту? Не госпитализируют вместе с ребенком, не делают нужные прививки, не выдают медицинские выписки и копии анализов, требуют оплаты за медицинскую услугу, входящую в полис ОМС?

Сначала нужно обратиться в страховую компанию, выдавшую вам полис ОМС.

2. Не реагируют на жалобы и заявления на имя главного врача или проводят вакцинацию, лечат и принимают в антисанитарных условиях?

Обязательно звоните и пишите в Роспотребнадзор.

3. Заменили нужное лекарство на дженерик, продали некачественное или поддельное в аптеке, проводили обследование на сломанном или устаревшем оборудовании, сделали неэффективную операцию или выписали ненужное лечение?

Придется писать заявление уже в Росздравнадзор.

4. За квотами на высокотехнологичную помощь, дорогостоящим лечением или оплатой жизненнонеобходимого лечения за границей, для получения лекарства, которое не зарегистрировано в РФ или с жалобами на отказы в медицинской помощи в своем регионе — обращайтесь в Министерство здравоохранения РФ.

5. Ну и прокуратура, куда обращаются, если никакие другие инстанции не реагируют на заявления и претензии. Заявление в прокуратуру обычно пишут пациенты (или их родственники и представители), которые хотят разобраться с ошибками в диагностировании и лечении, повлекшими ухудшение здоровья больного или смертельный исход. 

А еще на каждом этапе — от обращения в страховую до судебных претензий — важно сохранять спокойствие и знать, что в любой момент можно получить бесплатную помощь грамотных медицинских юристов. Никто не должен справляться со сложными проблемами в одиночку. Именно поэтому юридические консультации в программе “Маршрут помощи”, созданной при поддержке Фонда президентских грантов, бесплатны для всех семей с тяжелобольными детьми и взрослыми, которые обращаются в наш фонд. Поддерживая работу “АиФ.Доброе сердце” — вы поддерживаете и эти семьи тоже. И помогаете защитить права каждого пациента. 

Текст: Александра Копейкина