Пошаговый план действий для всех, кто помогает ухаживать за тяжелобольным ребенком. Учимся составлять правильные патронажные инструкции для нянь, сиделок и бэби-ситтеров вместе со специалистами Школы для ухаживающих родственников.
Второй курс Школы для родственников, ухаживающих за детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, стартовал в нашем фонде в конце июня. И на этот раз в реабилитационном центре «Апрель» родители и другие родственники учились правильно организовывать домашнюю среду, выбирать нужные средства для реабилитации, а также перемещать и позиционировать в разных положениях ребенка с высоким и низким мышечным тонусом.
Хорошо, когда родители умеют делать все это правильно и безопасно для себя и для ребенка. Но как передать знания дальше? Как научить самому необходимому временную няню или дальнего родственника, или соседского подростка, согласного посидеть с вашим ребенком пару часов? Обычно летом жизнь даже самых маломобильных семей становится активней. Но и во время поездок на дачу, ночевок в гостях, отпуска постоянной няни или сиделки – многие родители не решаются доверить кому-то еще уход за ребенком даже ненадолго. Или не знают – как составить простую и понятную инструкцию для такой вот временной няни.
На самом деле это лучше делать заранее и в несколько этапов.
А главное – это безопасность ребенка в ваше отсутствие. Выделите 1-3 самых важных пункта, за которыми нужно следить. Например, кому-то важно проверять показания кардиомонитора, а в другой семье няне в первую очередь нужно научиться управляться с аппаратом ИВЛ. Может быть ваш ребенок нуждается в инсулиновом мониторинге и питании строго по часам, а кому-то нужно следить за катетером или не пропустить ни одной ингаляции.
Все, что напрямую касается жизни и здоровья ребенка должно быть четко проговорено, записано и сохранено как в письменном виде (часто это – листок-инструкция на холодильнике), так и в электронном (на случай, если листок потеряется или срочно нужно будет посмотреть инструкцию на улице).
Особенно важно так сделать, когда вы оставляете ребенка на нового человека, который еще не оставался с ним наедине даже на пару часов. Тогда ухаживающему нужно и расписание, и пошаговая инструкция, например:
10.00 Встречаемся у подъезда: я передаю ключи, коляску и запасные вещи. Потом вы идете гулять в парк до 11.00.
11.00 — 11.15 Нужно вернуться домой, сначала в коридоре протереть колеса коляски (влажные салфетки лежат на полочке справа от двери). Потом переодеть и умыть ребенка.
11.15 — 11.45 Напоить (чем? сколько? как поить? куда потом девать поилку?), переложить на диван и вместе посмотреть мультики (на чем смотреть? какие именно? в какой позе ребенку удобней всего это делать?).
11.45 — 12.30 Взять из холодильника подписанный контейнер с едой, разогреть (в микроволновке или на плите? до какой температуры или на каком режиме?) и покормить (как ребенок привык есть? как лучше сервировать и где его любимые тарелки и чашки? нужно ли заставлять доедать все или в какой-то момент нужно остановиться, если он не хочет?)
12.30 — 12.45 Сложить грязную посуду в раковину, вытереть стол, умыть ребенка (нужно ли его переодевать, если испачкался? и во что?). В 13.00 я вернусь, поэтому вам можно собираться домой.
Хотя бы один раз пройдитесь с няней по всем важным пунктам и убедитесь, что все происходит именно так, как вы написали. Что няня не путает последовательность ухода и сразу ставит будильник на важные вещи (дать лекарства, проверить показания мониторов, сделать медицинские манипуляции и прислать вам видеоотчет).
Проверьте, что все нужные телефоны на случай непредвиденных ситуаций есть и в электронном, и в бумажном виде.
Убедитесь, что вы не забыли объяснить как успокоить ребенка (и оставили все необходимое – любимую игрушку, тяжелое одеяло, вкусную еду или планшет с мультиками).
Любой человек, который остается с ребенком с тяжелым заболеванием хотя бы на пару часов, должен знать самые необходимые вещи, например:
Также для любой, даже самой опытной няни обязательно нужно оставлять:
Стоит один раз составить такую максимально подробную инструкцию – и у вас будет гибкий и работающий инструмент для разных ситуаций. Именно этому и учат в нашей Школе семейного ухода: делать жизнь и ребенка с хроническим заболеванием, и всей семьи в целом проще, спокойнее и разнообразнее. Увеличивать повседневную мобильность и адаптивность, расширять круг общения, учиться просить и принимать помощь и жить полной жизнью, независимо от диагноза.
Проект «Семейный уход», организованный фондом «АиФ. Доброе сердце» при поддержке московского Департамента труда и социальной защиты населения, направлен на обучение помогающих родственников детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Подать заявку на обучение можно на сайте нашего фонда.
Вы можете помочь ещё больше! Расскажите друзьям о нас!
Вернуться на главную