Нужна помощьХочу помочь
07.07.2022

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ МЭРИ ПОППИНС

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ МЭРИ ПОППИНС

Пошаговый план действий для всех, кто помогает ухаживать за тяжелобольным ребенком. Учимся составлять правильные патронажные инструкции для нянь, сиделок и бэби-ситтеров вместе со специалистами Школы для ухаживающих родственников.

Второй курс Школы для родственников, ухаживающих за детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, стартовал в нашем фонде в конце июня. И на этот раз в реабилитационном центре «Апрель» родители и другие родственники учились правильно организовывать домашнюю среду, выбирать нужные средства для реабилитации, а также перемещать и позиционировать в разных положениях ребенка с высоким и низким мышечным тонусом. 

Хорошо, когда родители умеют делать все это правильно и безопасно для себя и для ребенка. Но как передать знания дальше? Как научить самому необходимому временную няню или дальнего родственника, или соседского подростка, согласного посидеть с вашим ребенком пару часов? Обычно летом жизнь даже самых маломобильных семей становится активней. Но и во время поездок на дачу, ночевок в гостях, отпуска постоянной няни или сиделки – многие родители не решаются доверить кому-то еще уход за ребенком даже ненадолго. Или не знают – как составить простую и понятную инструкцию для такой вот временной няни. 

На самом деле это лучше делать заранее и в несколько этапов. 

ЭТАП №1 ОПРЕДЕЛИТЕ ГЛАВНОЕ

А главное – это безопасность ребенка в ваше отсутствие. Выделите 1-3 самых важных пункта, за которыми нужно следить. Например, кому-то важно проверять показания кардиомонитора, а в другой семье няне  в первую очередь нужно научиться управляться с аппаратом ИВЛ. Может быть ваш ребенок нуждается в инсулиновом мониторинге и питании строго по часам, а кому-то нужно следить за катетером или не пропустить ни одной ингаляции. 

Все, что напрямую касается жизни и здоровья ребенка должно быть четко проговорено, записано и сохранено как в письменном виде (часто это – листок-инструкция на холодильнике), так и в электронном (на случай, если листок потеряется или срочно нужно будет посмотреть инструкцию на улице). 

ЭТАП №2 НАПИШИТЕ ПОШАГОВЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Особенно важно так сделать, когда вы оставляете ребенка на нового человека, который еще не оставался с ним наедине даже на пару часов. Тогда ухаживающему нужно и расписание, и пошаговая инструкция, например:

10.00 Встречаемся у подъезда: я передаю ключи, коляску и запасные вещи. Потом вы идете гулять в парк до 11.00.

11.00 — 11.15 Нужно вернуться домой, сначала в коридоре протереть колеса коляски (влажные салфетки лежат на полочке справа от двери). Потом переодеть и умыть ребенка.

11.15 — 11.45 Напоить (чем? сколько? как поить? куда потом девать поилку?), переложить на диван и вместе посмотреть мультики (на чем смотреть? какие именно? в какой позе ребенку удобней всего это делать?).

11.45 — 12.30 Взять из холодильника подписанный контейнер с едой, разогреть (в микроволновке или на плите? до какой температуры или на каком режиме?) и покормить (как ребенок привык есть? как лучше  сервировать и где его любимые тарелки и чашки? нужно ли заставлять доедать все или в какой-то момент нужно остановиться, если он не хочет?)

12.30 — 12.45 Сложить грязную посуду в раковину, вытереть стол, умыть ребенка (нужно ли его переодевать, если испачкался? и во что?). В 13.00 я вернусь, поэтому вам можно собираться домой. 

ЭТАП №3 ПРОВЕДИТЕ ПРАКТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Хотя бы один раз пройдитесь с няней по всем важным пунктам и убедитесь, что все происходит именно так, как вы написали. Что няня не путает последовательность ухода и сразу ставит будильник на важные вещи (дать лекарства, проверить показания мониторов, сделать медицинские манипуляции и прислать вам видеоотчет). 

Проверьте, что все нужные телефоны на случай непредвиденных ситуаций есть и в электронном, и в бумажном виде. 

Убедитесь, что вы не забыли объяснить как успокоить ребенка (и оставили все необходимое – любимую игрушку, тяжелое одеяло, вкусную еду  или планшет с мультиками). 

Любой человек, который остается с ребенком с тяжелым заболеванием хотя бы на пару часов, должен знать самые необходимые вещи, например:

  • как менять подгузники и очищать кожу ребенка
  • никогда не давать ребенку какую-либо пищу и лекарства вне разрешенного родителями и врачом списка
  • знать, где находится домашняя аптечка и нужные лекарства (а также фонарик и свечи на случай отключения электричества)
  • уметь быстро среагировать, если сработает пожарная сигнализация, начнется потоп или в дверь позвонит кто-то незнакомый

Также для любой, даже самой опытной няни обязательно нужно оставлять:

  • номера телефонов для экстренной связи (ваш номер и того, кто быстро может ответить, если вы не на связи, адрес ближайшего травмпункта, детского доктора, номера телефонов соседей/ друзей/других членов семьи, телефоны экстренных служб и ЖЭУ) и блокнот с ручкой для записей
  • адрес ближайшего отделения «скорой помощи» и самый короткий путь до него
  • деньги на такси при возникновении непредвиденных обстоятельств (например, необходимость срочно отвезти ребенка в больницу или травмпункт)

Стоит один раз составить такую максимально подробную инструкцию – и у вас будет гибкий и работающий инструмент для разных ситуаций. Именно этому и учат в нашей Школе семейного ухода: делать жизнь и ребенка с хроническим заболеванием, и всей семьи в целом проще, спокойнее и разнообразнее. Увеличивать повседневную мобильность и адаптивность, расширять круг общения, учиться просить и принимать помощь и жить полной жизнью, независимо от диагноза. 

Проект «Семейный уход», организованный фондом «АиФ. Доброе сердце» при поддержке московского Департамента труда и социальной защиты населения, направлен на обучение помогающих родственников детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Подать заявку на обучение можно на сайте нашего фонда