Нужна помощьХочу помочь
16.12.2024

КОМАНДНАЯ РАБОТА ВРАЧЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

КОМАНДНАЯ РАБОТА ВРАЧЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Как родителям и медицинским специалистам лучше принимать совместные решения о лечении, как грамотно использовать время врачебной консультации и как правильно к ней подготовиться? Составили чек-лист для родителей, чтобы общаться с врачами уверенней и эффективней.

Родители детей с тяжелыми заболеваниями и так встречаются с лечащими врачами гораздо чаще, чем им бы хотелось. А при ухудшении состояния ребенка, коррекции терапии или внеплановой госпитализации часто назначают и дополнительные консультации у узких специалистов, иногда в других городах.

Опытные мамы приносят на прием к любому врачу специальные папки с распечатками назначений и медицинскими выписками, заводят файлы или таблицы, оцифровывают бумажные назначения и аккууратно сохраняют протоколы лечения и список консультаций.

Для тех же родителей, кто недавно столкнулся с диагнозом и пока еще не привык к частому общению с врачами, мы проводили специальный вебинар по эффективной коммуникации — «Когда родители и врачи на одной стороне».

На вебинаре онлайн-школы «АиФ. Доброе сердце» для родителей детей с заболеваниями внутренних органов, мы с Анной Сонькиной-Дорман, педиатром и основателем Медицинской школы «СоОбщение» разговаривали о том, как родителям и медицинским специалистам эффективней принимать совместные решения о лечении, как лучше использовать время врачебной консультации и как правильно к ней подготовиться. Как описывать проблемы доктору, чтобы за ограниченное время приема получить всю необходимую информацию? Какие вопросы родители ребенка могут задать врачу, если есть несколько вариантов лечения и реабилитации, а выбор неочевиден?

По итогам вебинара собрали все советы в один чек-лист, который особенно пригодится родителям наших подопечных с муковисцидозом, вынужденным вместе с врачами регулярно принимать сложные решения по лечению детей. А их детям можем помочь все мы!

ЧЕК-ЛИСТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ К ВРАЧЕБНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

1. НАПИШИТЕ СПИСОК ВОПРОСОВ

Определите главный вопрос консультации, например, осложнения после пневмонии. Перечислите все замеченные симптомы: субфебрильная температура, проблемы с дыханием, пониженная сатурация, слабость, одышка и др.

Потом запишите второстепенные проблемы, каждая из которых сама по себе не привела бы к врачу: у ребенка плохой сон, проблемы с ЖКТ, пропущена нужная прививка и т.д. И составьте короткий список вопросов про диагноз и лечение.

2. ЗАЧИТАЙТЕ ВРАЧУ ВЕСЬ СПИСОК ЦЕЛИКОМ

Врач часто начинает сразу анализировать проблему. Поэтому, чтобы структурировать его расспросы и эффективно распределить время консультации, последовательно перечислите все с чем пришли.

«Мы хотели обсудить с вами 3 проблемы: это — первая, это — вторая, это — третья». Если раньше у ребенка было что-то похожее — обязательно упомяните об этом.

3. УТОЧНЯЙТЕ, ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕПОНЯТНО

Если вы что-то не понимаете, лучше прояснять это сразу. Обратитесь к врачу по имени и задайте уточняющий вопрос. Или скажите «правильно ли я понимаю, что…», резюмируяуслышанное и свои выводы.

Такой подход позволяет врачу развивать клиническое мышление, родителям — улучшать свое понимание ситуации, и в целом повышает вероятность правильного диагноза.

4. СПРАШИВАЙТЕ О ВАРИАНТАХ ЛЕЧЕНИЯ

Врачи не в курсе ваших финансовых и временных возможностей, состава семьи или других факторов. При этом им нужна вовлеченность родителей и готовность следовать рекомендациям. 

Поэтому задавать вопросы врачу до составления окончательного плана лечения — можно и нужно.

«Какие еще есть варианты в нашем случае? Каковы плюсы и минусы каждого варианта? С какой вероятностью у моего ребенка реализуются эти плюсы и минусы?»

5. ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ МЫСЛЯМИ И ОЖИДАНИЯМИ

Врачи на консультации решают клинические задачи, к тому же они ограничены временем приема и поэтому редко спрашивают, что думают родители их пациента.

Если вы будете сами делиться своими мыслями, тревогами и опасениями, то врачу будет понятнее как строить с вами разговор и на чем сделать акценты. У родителей и врача есть общая цель — здоровье ребенка. И для достижения этой цели нужно учиться слаженной командной работе.

* Материал подготовлен с использованием пожертвования Благотворительного фонда «Абсолют-помощь».