Нужна помощьХочу помочь
04.10.2023

МЕЖДУНАРОДНАЯ НЕДЕЛЯ ГЛУХИХ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗИГЗАГ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НЕДЕЛЯ ГЛУХИХ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗИГЗАГ

Как учиться в обычной школе, если ты почти ничего не слышишь? Что делать учителю, если в обычном классе есть ученик с нарушениями слуха и кто должен объяснять одноклассникам правила общения? Рассказываем на примере нашей подопечной. 

Четырнадцатилетняя Кира Моргунова знает об инклюзивном, обычном и специальном образовании больше остальных. Ее школьная жизнь за 7 лет учебы сделала настоящий  зигзаг: из обычной гимназии — в школу-интернат для глухих и слабослышащих детей, а потом — обратно в гимназию. 

В 1 классе у Киры Моргуновой проблем не было. Слышала она хуже, чем одноклассники, но даже первая степень тугоухости не помешала ей пойти в обычный класс гимназии г. Железнодорожного и получать звездочки за старательную учебу. Учителя в начальных классах обычно говорят громко и профессионально поставленным голосом, так что Кира слышала учительницу хорошо. Родители заметили что дочка надевает слуховые аппараты даже не на все уроки и успокоились — значит, с учебой проблем не будет. Кира прилежно училась, а ее глухота так же прилежно прогрессировала. И во втором классе все изменилось…

Сначала некоторые одноклассники и учителя начали жаловаться на свист стареньких дешевых слуховых аппаратов, полученных по ОМС: «Это мешает классу и отвлекает других детей»  Учительница диктовала, ходя по классу, дети шумели, аппараты свистели, а сама Кира слышала все хуже и хуже, особенно на диктантах. Хорошие звездочки по русскому языку превратились в плохие оценки, и в конце второго класса Моргуновых поставили перед фактом: «Ваша дочь не может учиться наравне со всеми в обычном классе, а на переменах у нее проблемы с общением, потому что она не слышит одноклассников. Мы рекомендуем перевести Киру в школу-интернат».

Сейчас, с высоты своего опыта, мама Киры уже знает, что тогда можно было отстоять право Киры учиться в гимназии.

«А тогда мы, конечно, не спорили. Подумали, что учителя наверняка знают как лучше, правда? Даже если это школа в другом городе…»

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    • Поговорить с учителями и родителями одноклассников и рассказать про основные правила общения с людьми с нарушениями слуха. Некоторые родители заранее делают специальные карточки, где кратко написаны эти правила и раздают одноклассникам и учителям.
    • Обсудить с ребенком — как он будет вести себя на уроках и на переменах, что ему может помочь в адаптации в первые недели школьного года. 
    • Настроить с сурдологом слуховой аппарат так, чтобы ребенок не уставал от дополнительного шума на переменах, а на уроках фокусировался на учителе, а не на посторонних звуках.

Киру перевели в школу для детей с нарушениями слуха, и это на годы изменило все семейное расписание. 

«Получалось так: мы живем в Железнодорожном, а интернат — в 50 километрах от нас, в Электростали. Обычно дети там живут всю неделю, и лишь на выходные родители забирают их домой. Но мы бы так не смогли», — говорит мама Киры. 

Поэтому каждое утро отец отвозил Киру утром в школу, а вечером забирал домой, чтобы вся семья была вместе. Еще днем он отвозил на занятия Кириного младшего брата. Только на бензин каждый месяц из семейного бюджета уходило до 30 тысяч. Так продолжалось три тяжелых для родителей года, но мысли, что Кира останется жить в интернате, Моргуновы даже не допускали.

«Мы — дружные. В одной комнате можем сидеть рядышком хоть целый год и не устанем друг от друга».

Хорошая новость была в том, что все эти усилия не прошли даром — в новой школе Кире очень понравилось. В интернате много времени и сил уделялось социализации учеников, так что все прежние проблемы с общением исчезли. Появились новые друзья и увлечения: Кира занималась плаванием, жестовым пением, много разговаривала и больше не замыкалась в себе.

Вот только разговаривала она все больше на жестовом языке, даже дома. И это беспокоило родителей: они давно решили, что хотят для Киры не изоляции по диагнозу (пусть даже и внутри большого сообщества глухих), а самой обычной жизни и как можно больше возможностей для реализации. Мама старалась не расстраиваться, замечая, как Кира все больше отстает от сверстников (и даже младшего брата) в устной речи. Этот контраст усиливался с каждым годом: Семен приносил из школы новые словечки и выражения, а Кирина лексика так и законсервировалась на уровне 2 класса. Родители были не против использования жестового языка в школе, но дома он стал для них символом отказа от того, что они с таким трудом взращивали и сохраняли у дочки — свободной и понятной устной речи. 

Поэтому в конце шестого класса на семейном совете было решено вернуться в прежнюю гимназию. Но теперь родители Киры сразу начали с разговора с учителями и подробных объяснений — как учитывать особенности Киры. 

СОВЕТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

      • Во время объяснений и диктантов нужно находиться в зоне видимости неслышащего школьника, внятно артикулировать и не перемещаться по классу.
      • Перед тем как начать рассказывать важный материал, задавать вопросы классу или начать диктовку — сначала привлечь внимание ученика с проблемами слуха. 
      • Если у ребенка возникают трудности с восприятием речи учителя, то стоит дополнительно обсудить с родителями и специалистами-сурдологами применение на уроках дополнительных ассистивных технологий, таких как FM-системы, специальные приложения на телефон или выносные микрофоны. 

 Сначала Кире было тяжело. Она тосковала по друзьям в интернате, а коммуникация с новым классом и некоторыми учителями никак не складывалась. Были и слезы, и разочарование, и плохие оценки по тем предметам, где нельзя было взять только усидчивостью и терпением. Но дело пошло на лад, когда Киру решили перевести в класс младшего брата, рассудив, что лучше потерять один учебный год учебы, но учиться с эмоциональной поддержкой. Это было отличное решение и в это раз Кире повезло и с классной руководительницей, и с одноклассниками. 

СОВЕТЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

      • Если одноклассник носит слуховой аппарат, лучше уточнить как ему удобней общаться: может быть будет проще переписываться или пользоваться специальными приложениями, преобразующими устную речь в текст.
      • При разговоре лучше смотреть прямо на собеседника и не отворачиваться, чтобы была хорошо видна мимика и движение губ. 
      • Стараться артикулировать не слишком быстро и четко (но не повышать голос, что многие слышащие делают автоматически, когда видят слуховой аппарат).
      • Заранее уточнить как лучше привлекать внимание, если захотите что-то сказать. Самые частые способы: помахать рукой в зоне видимости/ постучать по столу или стулу/ слегка похлопать по плечу. 
      • Общаться с человеком, а не диагнозом. Не всем людям с нарушениями слуха или полной глухотой нравится, когда на их особенности постоянно обращают внимание или задают слишком личные вопросы.

Несмотря на то, что глухота все еще прогрессирует (сейчас это 4 стадия, самая последняя), за полтора года в гимназии речь Киры снова стала живой, актуальной, существенно расширился словарный запас и теперь он точно соответствует ее возрасту. И это радует не только родителей, но и саму Киру. Глухота — это не то, чем хочет запоминаться эта яркая и целеустремленная девочка.

Поэтому даже прически она делает такие, чтобы слуховые аппараты не выделялись. Но для того, чтобы диагноз не определял ее жизнь, нужна наша помощь. Устанавливать кохлеарные импланты Кире нельзя, есть противопоказания. Так что ситуацию могут спасти лишь хорошие слуховые аппараты. Те, что Кире предлагают бесплатно — малоканальные, с низкой чистотой звукопередачи. От них пользы не будет, только слух снизят. А в Кирином случае снижать его уже дальше некуда. Слуха почти не осталось, а вот цели у Киры — грандиозные. 

Ей нужно закончить гимназию настолько хорошо, чтобы поступить в один из лучших московских ВУЗов — МГТУ им. Н. Э. Баумана. Именно там почти 90 лет назад была набрана первая группа из 11 человек с инвалидностью по слуху. И с тех пор знаменитая «Бауманка» — первый в мире университет и единственный национальный исследовательский университет техники и технологий, который с 1934 года реализует специальные образовательные программы инженерного профессионального образования глухих и слабослышащих. «Бауманка» — пионер в сфере высшего инклюзивного образования, и после школы Кира собирается учиться там ландшафтному дизайну. 

И на пути к ее мечте — всего один сбор на новые слуховые аппараты