Три особенные истории про людей, которые не сдались
В некоторые вещи почти невозможно поверить. Как это — совсем ничего не слышать, но оставаться музыкантом? Не ходить самому — и учить других твердо стоять на ногах? Жить без возможности смотреть на звездное небо — и описывать целую вселенную?
Но человек может все и еще больше, особенно, если он не один.
Впереди еще половина лета, и мы выбрали три неоднозначных и нашумевших фильма для тех летних вечеров, когда хочется увидеть другую сторону жизни.
«Импланты у вас в голове заставляют ваш мозг думать, что вы слышите. Но ваши уши все так же не работают»
Фильм, который получил в этом году «Оскар» за лучший звук — это фильм про глохнущего музыканта.
Прямо во время выступления панк-металической группы Blackgammon барабаны начинают издавать глухой гул, а дальше мы — вместе с Ризом Ахметом, играющим ударника Рубена — погружаемся в шум, шелест, скрежет и какофонию странных звуков пополам с ватной тишиной.
Уникальная работа звукооператора дает возможность даже человеку с идеальным слухом почувствовать себя в мире исчезающих звуков. И буквально провалиться в отчаяние музыканта, половина жизни которого состояла из быстрых, громких и точных ударов, а теперь его главная любовь — музыка — уходит навсегда.
«Звук металла» — еще и очень честная история на грани с документалистикой. Большинство актеров в этом фильме имеют нарушения слуха, общаются на жестовом языке и имеют опыт учебы в специализированных школах и жизни в закрытом сообществе неслышащих. И выбор, который встает перед Рубеном — это не только про то, сколько и как он хочет слышать. Это очень много выборов сразу: с кем ты останешься, во что веришь и что хочешь вернуть.
«Все здесь верят, что глухота — это не недостаток, не то, что нужно лечить. Это очень важно. Всем нам нужно напоминать об этом каждый день»
«После всех тех проблем, которые я пережил в своей жизни, я надеюсь, вы понимаете — как я отношусь к вашим? Для меня их нет!»
Зал, заполненный сотнями людей. Все они смотрят на мужчину, который стоит на сцене. Это известный спикер Аркадий Цукер — бизнес-тренер и маркетолог, который сумел добиться огромного успеха, несмотря на диагноз ДЦП. Или это Саша Ковалев? Его прототип в нашумевшем и неоднозначном фильме «Временные трудности».
В фильме Саша Ковалев родился с ДЦП (детский церебральный паралич). И пока мать старалась смириться с диагнозом, отец сделал, как ему казалось, единственно правильный выбор — поставить сына на ноги любой ценой. И относиться к своему ребенку как к здоровому человеку. «Ты не больной — у тебя временные трудности!», — кричит Иван Охлобыстин на малыша, который не может удержать ложку и на подростка, который ползет по мокрому лесу, не в силах встать.
Мальчик учится справляться с болезнью, но безвозвратно портит отношения с отцом. После школы Саша уезжает из дома и прекращает всякое общение с семьей. Он искренне ненавидит детство, но даже сам не знает — вопреки или благодаря такому воспитанию становится лучшим бизнес-консультантом страны уже в тридцать лет. Ковалев старается не вспоминать отца, но каждый день говорит своим клиентам именно его голосом: «У вас не кризис — у вас временные трудности!»
Однажды новый заказ дает ему неожиданную возможность поквитаться с отцом. И вот здесь начинается самое интересное.
У режиссера этого фильма Михаила Расходникова не раз спрашивали — не стыдно ли ему снимать такое безжалостное кино? А персонажа Ивана Охлобыстина в нескольких кинорецензиях назвали фашистом и «самым токсичным отцом года».
Сценарий меж тем наполовину основан на реальных событиях. Известный бизнес-тренер, бизнес-консультант, директор Центра стратегического консалтинга, маркетолог, философ и исследователь Аркадий Цукер на личном примере доказал, что непреодолимые проблемы ребенка с инвалидностью могут стать «временными трудностями».
Поесть, одеться, написать сочинение — для маленького Аркадия это были огромные дела. Впервые самостоятельно завязать шнурки — шесть часов. Спуститься по лестнице — два часа. В школе его дразнили, на улице издевались, а дома — заставляли жить как нормального ребенка.
Но взрослому Аркадию Цукеру совсем не понравился ни фильм, ни сценарий. Он говорит, что отец действительно научил его смотреть на любую проблему как на что-то, что нужно преодолеть. Вот только его настоящий отец никогда не унижал и не предавал его, наоборот, они всегда были вместе. И, в отличие от героя фильма, говорит Цукер, именно безусловная поддержка семьи позволила ему подняться на вершину бизнеса.
Поэтому каждому зрителю самому предстоит решить — что это за кино. Гимн неоправданной жестокости и безжалостного воспитания или пример стойкости, умения прощать и переоценивать самые сложные моменты своего детства.
«Пожалуй, есть нечто весьма необычное в том, что вселенная ограничена, но еще необычней то, что, возможно, границ нет вовсе. …мы все разные и какой бы ужасной не казалась жизнь, всегда найдется то, в чем можно преуспеть. Пока есть жизнь — есть надежда»
В отличии от Аркадия Цукера, знаменитому физику Стивену Хокингу, страдающему боковым амиотрофическим склерозом (БАС) понравился его байопик.
Сценаристы взяли те несколько лет, когда Стивен Хокинг еще был оксфордским студентом и сделали из них историю большой любви и больших надежд.
Англия, начало шестидесятых, молодой студент-физик Стивен Хокинг знакомится с будущим искусствоведом Джейн Уайльд. Стивен молод, талантлив и дерзок, а профессора видят в нем будущее английской космологии. Но внезапно веселые свидания, споры с друзьями, танцы и разговоры о физике, боге и искусстве остаются в прошлом — Хокингу ставят страшный диагноз. И дают всего два года на стремительное угасание.
«Мозг не пострадает, будешь думать как раньше. Только никто не узнает о чем»
Надо сказать, что в случае Хокинга врачи ошиблись абсолютно со всеми прогнозами. Они говорили, что он проживет максимум два года, но он прожил целых семьдесят шесть! И провел их невероятно насыщенно и плодотворно. Врачи утверждали, что он никогда не сможет общаться и разговаривать. Но знаменитый механический голос Хокинга стал не просто узнаваемым, а по-настоящему легендарным. Его книги издавались миллионными тиражами, а его камео в нескольких сериалах можно считать настоящей актерской карьерой.
В благодарственном письме режиссеру Джеймсу Маршу после премьеры Стивен Хокинг писал, что были определенные моменты, когда он думал, что наблюдает за собой.
И это письмо он написал сам. С 1997 года его инвалидная коляска была оснащена компьютером, которым он управлял с помощью датчика, закрепленного у мимической мышцы щеки — единственной мышцы в его теле, сохранившей подвижность. Астрофизик-теоретик, космолог, писатель, человек, который не мог двигаться, но в своем сознании дотянувшийся до великих тайн вселенной.
Текст: Полина Калугина, Ксения Духова
Вы можете помочь ещё больше! Расскажите друзьям о нас!
Вернуться на главную