Нужна помощьХочу помочь
27.07.2023

«МЫ — ЭТО ТО, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ»

«МЫ — ЭТО ТО, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ»

Эти удивительные люди работают в некоммерческих организациях и мы хотим, чтобы вы узнали о них и их работе больше. 

«Так вдохновилась вебинаром про публичные выступления, что пошла к спонсорам, применила полученные знания и… получила деньги на программное обеспечение для сдачи отчётности четырех НКО!»

«Тема искусственного интеллекта сначала казалась неуместной для нашей небольшой провинциальной НКО. Но сейчас я с удовольствием пользуюсь ботом для написания постов!»

«Я поняла — насколько я гениальна. И как именно об этом нужно рассказывать».

332 участника зарегистрировались, чтобы пройти отбор на курс «Построение личного бренда лидера НКО», организованный фондом «АиФ. Доброе сердце» для руководителей российских некоммерческих организаций. И 136 финалистов весной 2023 года учились не только по-новому рассказывать о работе и проектах своих организаций, но и проявляться как настоящие лидеры. И в этом курсе обучения наши эксперты собрали все, что нужно знать и уметь для успешной работы: от навыка публичных выступлений до работы с искуственным интелелектом, от умения составлять предложения для партнеров до разработки контент-плана для соцсетей. Да, практически все сотрудники НКО, которых мы знаем, совмещают несколько должностей. А руководитель и подавно должен уметь все и разбираться во всем: в медицинских, правовых, фандрайзинговых и психологических вопросах, в PR-стратегиях и создании личного бренда.

Этому наши спикеры и эксперты и учили своих региональных коллег, подавших заявки в проект «Удивительные люди», поддержанный Фондом президентских грантов и Издательским домом  «Аргументы и Факты».

 «КОГДА МЫ МОЛЧИМ, ТО НАС КАК БУДТО И НЕТ»

Идея этого проекта зрела в нашем фонде не первый год. После каждой рабочей конференции с коллегами из региональных фондов мы в очередной раз убеждались как много делают их сотрудники и как мало знают о них в самих регионах.

Ежегодно маршрутизируя тысячи заявок на помощь, мы часто находим нужную помощь для подопечных недалеко от места их проживания. И каждый раз слышим в ответ: «а мы и не знали, что у нас есть такой фонд» или «искали в соцсетях что-то поближе к дому, но ничего не нашли, пришлось обращаться в Москву».

Хорошая новость в том, что даже самые маленькие НКО уже понимают, что без четкого описания их работы, без проявленности в соцсетях и экспертной работы с коллегами — больших проектов не сделать. Если регулярно не рассказывать о том, что ты делаешь и зачем, то очень непросто привлекать ресурсы, пожертвования и волонтеров.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПРОБЛЕМЫ

По статистике большинство некоммерческих организаций создается стихийно, одним человеком или группой единомышленников, столкнувшимися с проблемой, которая не решается административными и государственными ресурсами.

Дорога в лидеры фондов почти у всех похожая: сначала сам приходишь за информацией и помощью, потом находишь единомышленников и понимаешь, что хочется поделиться знаниями и ресурсами с теми, кто ищет решение той же проблемы.

Например, как Ирина Николаева, которая прошла путь от собственного онкологического диагноза до руководителя АНО «Рак победим».

«Я понимала, что нужно не только лечиться, но и отвлекаться от мыслей о смерти. И искала тогда положительные эмоции буквально везде, делясь ими с хэштегом #ЛовлюЭмоции. Тогда я еще не знала, что это нужно не только мне. И что через год с этим хэштегом начнется история всероссийского движения онкопозитивных людей».

Или как Наталья Налимова, учредитель и руководитель благотворительного фонда «Обнимая небо», который с 2017 года помогает неизлечимо больным взрослым людям в Омске.

«Паллиативным детям внимание уже уделялось, а помощи для взрослых я не нашла. Зато сразу нашла единомышленников, с которыми мы сначала работали как волонтеры, а через год стали полноценной организацией. Мы стали первопроходцами и в поддержке семей, и в создании выездной паллиативной службы в своем регионе». 

Или как Александр Соболев — президент иркутского благотворительного фонда «Оберег», чей главный проект, сделавший организацию известной не только на всю Россию, но и среди стран СНГ — это кризисный центр для женщин с детьми. 

«Двадцать лет назад, когда я как волонтер работал с беспризорниками, я понимал как важно, чтобы дети вообще не попадали в детские дома. И поэтому сейчас мы поддерживаем мам в трудной ситуации, чтобы они не отдавали ребенка только потому, что нечем его кормить или нет крыши над головой». 

Эти и другие истории можно прочитать у 25 лидеров — амбассадоров проекта, отобранных для ведения блогов на сайте проекта «Удивительные люди».

КАК ПРОХОДИЛО ОБУЧЕНИЕ

Первая лекция курса «Распаковка личности» сразу прошла с аншлагом. Директор «АиФ. Доброе сердце» и член совета Ассоциации фандрайзеров Светлана Горбачева говорила не только о том, как руководителю выявить и сформулировать свою экспертность. Советы по мотивации и откровенный разговор о ценностях и этике лидера тоже оказались ценными для всех участников. Даже для тех, кому было сложно делать домашние задания (да, они были на каждой теме курса!) из-за рабочей  нагрузки.

Самыми популярными темами курса, по результатам опроса слушателей, стали: «Фандрайзинг руководителя НКО» и «Публичные выступления».

«Лучше увидела свои сильные стороны. И понравилась идея разговора с бизнес-партнерами НА РАВНЫХ (а не из роли просителя)».

Все занятия носили практический характер: после лекции участникам давалось домашнее задание на развитие своих навыков, компетенций, анализ своего личного бренда. Все участники, которые вовремя сдали «домашки», получали обратную связь от экспертов — подробный и неформальный разбор.

А чтобы дать всем участникам доступ к уникальным спикерам, которые нечасто появляются в публичном поле некоммерческого сектора, сохранялись записи лекций.

«Для меня очень ценным была (помимо, конечно, самих знаний!) и ваша гибкость в вопросе просмотра занятий в записи. Я уверена, что и слушателям хочется присутствовать на занятиях, иметь возможность задать вопросы. Но это не всегда получается. Поэтому огромная благодарность за возможность слушать лекции в записи и за то, что вы к этому относились всегда с пониманием! Это дало возможность пройти весь курс и мотивировало сделать все домашние задания!»

НОВЫЙ ГОЛОС, НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Отзывы после курса касались и новых знаний, и нового ощущения себя в роли лидера с собственным, хорошо слышным голосом.

«Я могу разделить эффект на две части:
1. Накопление знаний. Вся информация аккуратно складывается в мой виртуальный рюкзак знаний и извлекается по мере необходимости. Все переплетается с уже имеющимися знаниями, дополняется, переосмысливается — такой живой процесс профессиональной ферментации.
2. Уверенность в себе. Я могу однозначно сказать, что курс меня вдохновил, дал больше уверенности, я стала чувствовать себя более экспертным человеком и профессионалом для внешнего мира. И мне стало легче общаться с людьми!»

Когда мы составляли план обучения, то изучали разные курсы по социальным сетям и фандрайзингу для некоммерческих организаций, чтобы найти те темы, которые мало освещаются, но очень перспективны для развития благотворительного сектора. И это оценили даже те участники, кто поначалу был настроен скептически и считал, что вряд ли в работе небольшого фонда пригодятся методы управления стрессом, взаимодействие с AI, навыки сторителлинга, составление контент-плана или изучение онлайн-платформ для групповых дискуссий.

«Уже использовали рекомендации по соблюдению авторских прав (в договор включили передачу прав на созданное произведение). А тема про искусственный интеллект была очень доступно представлена, и мы уже 1-2 раза в неделю используем новые навыки для создания рабочих постов».

«Пошла небольшими шажочками: больше стала говорить о себе и своих достижениях в своей команде. Обычно я больше продвигаю коллег, думая, что сама, как руководитель, и так известна. Но на самом деле — нет. И есть над чем работать!»

«Узнал больше про авторское право и стал бережно к этому относиться».

Создание курса — непростая задача многих специалистов, в которой всегда есть возможности для улучшений. Поэтому мы собирали у участников отзывы по работе учебной платформы, менторскому сопровождению и наполнению вебинаров. И некоторые пожелания стали неожиданностью, потому что мы не ожидали, что так много будет просьб сделать дополнительные вебинары по самым популярным темам. Поэтому, когда курс закончился, то он… не закончился!

Преподаватели были по-настоящему вдохновлены активностью учеников (особенно тех, кто вовремя сдавал домашние работы, несмотря на полную рабочую загрузку) и решили, что продолжению курса — быть. Самыми популярными темами, за продолжение которых проголосовали практически все, стали: профилактика эмоционального выгорания и психологическая устойчивость в благотворительной сфере, активное ведение соцсетей и рассказ об особенностях работы НКО в разных регионах.А дополнительными лекторами стали не только амбассадоры проекта, но и самые активные ученики, чья экспертность проявилась и была подтверждена во время курса. 

Из учеников — в преподаватели, из слушателей — в эксперты. Все эти удивительные люди работают в некоммерческих организациях, и каждый день меняют нашу жизнь к лучшему. Мы хотим, чтобы вы тоже их знали в лицо.

Поэтому главный итог проекта «Удивительные люди» для нас в том, чтобы все талантливые и яркие руководители фондов, которые так самозабвенно учились рассказывать о своих больших и маленьких благотворительных проектах — стали, наконец, известны не только нам и своим коллегам. Чтобы про их работу знали и поддерживали их проекты. И тогда голоса тех, кто делает жизнь своих земляков лучше, зазвучат громко и уверенно не только в самих регионах, но и за их пределами.

«Я позиционирую себя сейчас совершенно по-другому. Вы дали мне инструменты и возможность переформатироваться как специалисту».

И это — только начало.