Нужна помощьХочу помочь
07.10.2024

УШИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

УШИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

Чем отличаются современные слуховые аппараты от старых моделей и при чем здесь искусственный интеллект? Разбираемся в технологических прорывах со специалистом по ассистивным технологиям для людей с нарушениями слуха. 

Каждый год в последнюю неделю сентября во всем мире национальные сообщества глухих обсуждают вопросы инклюзивного образования, развития ассистивных технологий для людей с проблемами слуха и вопросы безопасности неслышащих детей и взрослых (как в бытовых ситуациях, так и в условиях природных катастроф и военных действий).

А родители глухих детей чаще всего обращаются в благотворительные фонды за помощью в покупке современных слуховых аппаратов. Бесплатно выдаваемые по ОМС аппараты как правило недостаточно чувствительные для того, чтобы ребенок с нарушениями слуха успешно учился в обычной школе, спокойно и безопасно передвигался по улице, самостоятельно пользовался общественным транспортом.

Для человека с обычным, беспроблемным слухом, многие функции современных слуховых аппаратов неочевидны. Мы-то и без них можем одновременно слышать шум приближающейся машины, разговаривать по телефону и различать голоса людей вокруг. И вся эта полифония воспринимается органично. Поэтому даже слышащие родители глухих детей не всегда могут представить — как звучит мир для их ребенка. Но если провести пару часов в общественных местах в берушах или шумопоглощающих наушниках, то можно представить — с какими сложностями (и даже опасностями) сталкивается человек со сниженным или отсутствующим слухом.

Почему же мощные современные слуховые аппараты так сильно меняют жизнь глухих детей?

Мальчик со слуховым аппаратом

ПРИЧИНА №1:  С НИМИ МОЖНО УЧИТЬСЯ В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ И ВУЗЕ

Чаще всего с устаревшими моделями слуховых аппаратом дети жалуются на то, что:

— плохо слышно учителя (особенно, если в классе кто-то еще разговаривает);

— на переменах из-за разнонаправленного шума невозможно разговаривать со всеми сразу (и часто из-за этого трудно дружить с одноклассниками);

— тяжело смотреть учебные видео в классе, если есть фоновый шум.

Зато с точными индивидуальными настройками аппарата ребенок может получать усиление звука только на тех частотах, где слух снижен. Поэтому у слуховых аппаратов последних поколений максимальное количество частотных каналов.

Плюс современные аппараты очень качественно разделяют звуки на направленную к вам речь и фоновый шум. А технологии шумоподавления снижают шум настолько, что сфокусироваться на речи учителя школьнику со слуховым аппаратом иногда проще, чем слышащим одноклассникам. 

Автоматическое настраивание громкости при переходе из одного звукового окружения в другое — тоже очень важная функция. Так, например, переход из тихого класса на шумную перемену происходит без ручной настройки аппарата, что особенно важно для маленьких учеников, только привыкающих к школе.

А использование технологий дает возможность использовать любые варианты обучения. Например, если слуховой аппарат не просто принимает сигналы от различных источников (мобильного, ноутбука, планшета, телевизора или демонстрационного экрана), но и передает звук, отфильтровывая весь окружающий шум.

Мы спросили у специалистов Центра реабилитации слуха и речи «Тоша и Ко» — а что поменялось за последние 3 года для пользователей слуховых аппаратов?

Девочка со слуховым аппаратом учится писать

Елена Никитина (эксперт по ассистивным устройствам и референт по вопросам правовой и технической компетенции родителей слабослышаших детей):

«Процессы развития технологий идут активно в самых разных направлениях: в некоторой степени этому способствовала и эпидемия 2020-2022 гг, и, конечно же, всеобщая цифровизация. Она затронула, прежде всего, индивидуальные технические средства реабилитации (ТСР). Сейчас производители стремятся обеспечить максимально эффективную интеграцию слуховых апаратов и кохлеарных имплантов с окружающими гаджетами — через прямое подключение: стриминг музыки, подкастов, фильмов и т.д. Производители ТСР используют и собственные наработки (например, Phonak), и открытые технологии (iPhone-протоколы, Auracast). 

Также очень удачными решениями, которыми могут пользоваться и глухие, и слабослышащие люди, стали технологии преобразования речи в текст (есть и отечественные наработки, и множество открытых платформ для гаджетов). Также продолжаются работы над программами перевода жеста в текст и обратно.

Инженерные решения в слуховых аппаратах стремятся добиться основного — разборчивости речи в сильном шуме и на расстоянии. Это достигается улучшением дистанционных микрофонов и FM-систем,  совершенствованием технологий слуховых аппаратов.

В слуховых устройствах начали реализовывать алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ) — машинное обучение и глубокие нейронные сети — которые изменят слуховые аппараты завтрашнего дня, чтобы они максимально отвечали будущим требованиям пользователей. Возможно, в будущем ИИ будет это делать также хорошо, как мозг человека с нормальным слухом. Используя возможности гибридного ИИ, слуховые аппараты следующих поколений смогут плавно переключаться между режимами, наилучшим образом сочетая потоковый и акустический слуховой сигнал. И сами будут определять оптимальные параметры первичной настройки, прибегая к основанному на ИИ анализу больших данных».

ПРИЧИНА №2: МОЖНО ЖИТЬ АКТИВНО, БЕЗОПАСНО, САМОСТОЯТЕЛЬНО

Если аппарат свистит и шумит при активном движении, если существенно ухудшается передача звука при влажной погоде или намокании — ребенок не сможет заниматься спортом и многие активности будут для него недоступны.

У старых моделей (или изношенных) слуховых аппаратов неприятный свист появляется каждый раз, когда между вкладышем и слуховым проходом появляется щель (даже небольшая). Этот свист (обратная связь слухового аппарата  на движение или просто изменение позы тела) иногда доводит до того, что неслышащему ученику приходилось уходить с урока, чтобы не мешать остальным. В современных слуховых аппаратах есть функция  подавления обратной связи. И вот с ней можно не только спокойно двигаться, носить очки, но и надевать шлем, активно двигать головой и заниматься самыми разными видами спорта.

И все чаще последние модели слуховых аппаратов имеют  водонепроницаемый корпус. А это значит, что можно ходить с классом в бассейн, ездить летом на море или просто бегать под дождем — больше ничего не опасаясь.

«Боюсь отпускать дочку одну играть даже во двор. Не все знают, что она не слышит. Если на детской площадке кто-то будет лететь с горки или сильно раскачает качели — она не услышит предупреждающих криков или не поймет с какой стороны звук».

Самостоятельность — это  очень важно. Каждая семья с глухим ребенком, обращающаяся в фонд «АиФ. Доброе сердце» за помощью, хочет, чтобы их дети могли жить и учиться там, где сами выберут.

Мама и две дочери на фоне города

Семья Кузнецовых — не исключение, ведь у них целых две девочки со слуховыми аппаратами.

«Виолетта любит танцевать (слуховые аппараты, купленные благотворительным фондом несколько лет назад, помогают ловить ритм, доносят звуки, речь, шум) и ведет свой блог, где выкладывает незатейливые детские ролики. Алиса обожает бадминтон и наравне с мамой Олей азартно замешивает тесто на пельмени — любимое семейное блюдо. 

Сейчас все намного проще — есть интернет, мобильные. А когда их бабушка Оля [в семье Кузнецовых выросло три поколения слабослышащих!] училась в интернате, то мама отправляла ее автобусом в другой город на учебу и переживала: как доехала, все ли в порядке? 

Несмотря на то, что родители девочек — тоже неслышащие, внутри семьи принято общаться без жестового языка: разговаривают, чтобы развивать речь девочек. Первые слуховые аппараты малышкам выдали еще бесплатные, старой модели, часто свистящие. Оттого Виолетту никто понять не мог, а Алиса и вовсе молчала. Учить правильному произношению без правильного слуха — почти невозможно: ведь как слышим, так и говорим. В их случае — никак и не получалось.

Но все начало меняться, когда дочкам удалось купить хорошие, мощные, новые аппараты (те самые, которые сейчас уже выходят из строя и требуют замены). С ними Кузнецовы переехали в большой Ставрополь, с ними девочки пошли в школу, с ними же родители нашли логопеда, который сказал: «Такой случай в моей практике — единственный, но давайте попробуем». 

Так у Алисы с Виолеттой появилась большая, а главное, теперь вполне достижимая цель.

И они пробуют, учатся говорить, радуются успехам и верят, что мы услышим и поможем. 

Сделать пожертвование
валюта пожертвования
300  ₽
500  ₽
1500  ₽
3000  ₽
Банковская карта
Дополнительные способы
Комиссия платежной системы %. Фонд получит  р.

Другие способы помочь фонду:

Укажите ваше имя
Перенаправление на безопасную страницу платежа...
Другие способы помочь