Нужна помощьХочу помочь
22.02.2023

ЗАЧЕМ ШКОЛЬНИКУ СЧИТАТЬ «ЛОЖКИ»

ЗАЧЕМ ШКОЛЬНИКУ СЧИТАТЬ «ЛОЖКИ»

«Теория ложек» как метафора жизни с инвалидностью очень популярна. Она наглядно и просто объясняет — почему обычные стратегии тайм-менеджмента не подходят детям и взрослым с тяжелыми диагнозами. Разбираемся вместе с психологами: как планировать с умом и найти свои способы успевать самое важное, если ты — подросток с хроническим заболеванием.

Двадцать лет назад Кристин Мизерандино (Christine Miserandino), блогер, которая защищает людей с волчанкой и другими заболеваниями пыталась объяснить своей здоровой подруге, каково это — жить с тяжелым хроническим заболеванием. Она взяла 12 ложек и сказала, что каждая ложка — это количество энергии, необходимое для выполнения одной задачи.

«Большинство людей начинают день с неограниченным количеством возможностей и энергии, чтобы делать все, что им хочется. Когда вы здоровы, вы ожидаете, что у вас будет бесконечный запас «ложек». Но у людей, страдающих хроническими заболеваниями или болью, их количество не безгранично. Они могут знать, что у них на весь день — всего десять «ложек». И на то, чтобы принять душ, поесть и одеться утром, уже потрачено целых три, а день еще только начался» (с) Кристин Мизерандино

«Теория ложек» как метафора жизни с инвалидизирующими заболеваниями стала очень популярна именно потому, что она наглядно и просто объясняет — почему обычные стратегии планирования и тайм-менеджмента из мира здоровых людей подходят не всем.

«Я сказала: «Нет! Ты не просто встаешь. Тебе нужно открыть глаза, и потом ты понимаешь, что опаздываешь. Ты плохо спала всю ночь. Тебе нужно выползти из кровати, и затем нужно заставить себя что-то съесть, прежде чем делать что-то еще — потому что иначе ты не сможешь принять таблетки. А если ты не примешь таблетки, то можешь сразу отказываться от всех «ложек» на сегодня и на завтра». Я быстро забрала у нее ложку, и тут она поняла, что еще не одевалась. Я остановила ее, чтобы рассмотреть каждую задачу и показать ей, как важно продумывать каждую деталь. Нельзя просто накинуть на себя одежду. Я объяснила, что должна решить, какую одежду проще всего надеть:

  • если у меня болят с утра руки, о пуговицах нужно забыть,
  • если у меня есть синяки, нужно надеть длинные рукава,
  • если меня лихорадит, нужен свитер…

Мне кажется, что в этот момент она начала понимать, что она еще даже не приехала на работу, а у нее осталось только 6 «ложек» (с) Кристин Мизерандино

Поэтому мы продолжаем вместе с нашими подопечными, их родителями и психологами находить лучшие стратегии инклюзивного тайм-менеджмента. На этот раз — советы для подростков.

СОВЕТ №1: НАЙДИ СВОЕ «УДАЧНОЕ» И «ПРОВАЛЬНОЕ» ВРЕМЯ

Согласно теории биоритмов даже у здорового человека есть свои удачные часы для разных видов деятельности. Кому-то проще сосредоточиться на учебе с самого утра, а физические нагрузки лучше перенести на вечер. А кто-то «раскачивается» только к обеду, а до полудня даже разговаривать нет сил.

А еще и хронические заболевания и необходимость прерываться несколько раз в день на лечение тоже вносят свои коррективы в продуктивность. О какой сосредоточенности на учебе может идти речь, когда несколько раз в день приходится делать долгие ингаляции и принимать десятки таблеток (диагноз — муковисцидоз), есть и пить строго по часам и показаниям монитора (диабет), обрабатывать трахеостому или менять положение при спастике мышц.

Но если знать свои удачные часы (а иногда — минуты), когда сил и внимания достаточно для того, чтобы сделать что-то сложное — то можно успеть гораздо больше.

Где Варя нашла «лишние» два часа

У Вари — кризис 14 лет и список диагнозов на целую страницу. Раньше Варя училась в обычной школе (хоть и в инклюзивном классе), в первую смену. Все домашки Варя тоже делала в классе, и домой приезжала хоть и усталая, зато довольная. После ковидных карантинов и ухудшения здоровья, Варя перешла на домашнее онлайн-обучение и теперь… теперь совсем не успевает ничего! А если ночью Варя плохо спала (что теперь случается часто из-за головных болей), то утром она совсем не может собраться во время онлайн-урока, злится и плачет. Родители уговорили Варю обсудить школьные проблемы с психологом, и выход нашелся.

Что же выяснила Варя за несколько сессий с психологом?

  1. Что ее удачное время для учебы действительно поменялось. Из-за обострения болезни, нарушений сна, гормональной перестройки организма, нового расписания лечебных процедур и домашнего обучения — утром Варя теперь никак не может сосредоточиться. Поэтому лучше перенести ее онлайн-уроки на вторую смену. 
  2. Самое спокойное и приятное время для Вари — после обеда. Тогда она с удовольствием читает, решает задачи и общается с учителями.
  3. Если учитель прямо на уроке разбирает домашние задания и объясняет — какие в них могут возникнуть сложности, то Варя уже не боится делать «домашку» самостоятельно, без помощи родителей. А это значит, ей больше не нужно ждать, когда они вечером вернутся с работы (а она уже будет очень усталой и недовольной). 

Так у Вари пропало ощущение «я весь день мучалась, но ничего не успела» и снова появилось свободное время утром и вечером. 

СОВЕТ №2: ЕШЬ «ЛЯГУШКУ» ПО КУСОЧКАМ

В книжках по тайм-менеджменту часто встречается совет первым делом, прямо с утра «съесть лягушку»: начать (и главное — закончить!) самую важную и сложную задачу из списка дел. Лучше всего сразу, не отвлекаясь и не прерываясь, пока не «доешь» эту неприятную «лягушку». Обычно это такая задача, которую делать не очень приятно, потому что не знаешь как подступиться. Совет вроде бы хороший (сделал — и свободен) , но подходит не всем. Некоторые так боятся сложных задач, что откладывают их до тех пор, пока не закончатся силы и время (и это будет уже объективная причина ничего не делать). 

Но есть и другая стратегия «поедания лягушки» (ведь важные дела все равно делать придется, на то они и важные): предварительно «разрезать» ее на крошечные кусочки, записать каждый пункт отдельно и сделать его максимально быстрым и простым способом. Не идеально, не до конца, не на «пятерку», а просто сделать, как получится. И так продолжать — шаг за шагом, вычеркивая пункт за пунктом — пока вся «лягушка» не закончится. 

Как Петя «лягушку ел»

Шестикласснику Пете нужно сделать доклад, чтобы получить хорошую оценку в четверти. Петя начал искать информацию по теме еще неделю назад и теперь у него открыто на планшете 23 вкладки, из которых он успел просмотреть только одну. Остается последний день, но Петя уверен, что пока он не прочитает ВСЮ информацию, к докладу приступать нельзя. Так простая задача «написать доклад на 3 страницы» стала совершенно невыполнимой. Петя в отчаянии и не хочет ничего делать, а хочет лежать лицом в стену и представлять свой провал на уроке. 

Что нужно сделать Пете, чтобы за пару часов расколдовать эту «лягушку»?

  1. Закрыть все вкладки и начать с «чистого листа»: открыть новый файл (или взять ручку и листочек) и, немного подумав, составить список из тех вопросов по теме, которые интересны ему самому. 
  2. Сократить список этих вопросов до трех самых важных.
  3. Найти в интернете/ учебнике/ энциклопедии простые и короткие ответы на эти три вопроса.
  4. И каждый ответ записать своими словами в 2-3 абзацах. 
  5. Придумать короткое введение, вывод и заголовок. Доклад готов! 

СОВЕТ №3: ОРГАНИЗУЙ СВОЮ «МАСТЕРСКУЮ»

Если в расписании оставить только необходимые дела — жить будет довольно грустно. Когда большую часть дня и так занимают школа и лечение, то особенно важно найти какую-то отдушину, любимое дело, которое само по себе станет наградой и праздником. Найти и заниматься им каждый раз, когда хочется, а не когда «доделал все нужное» (этот момент может никогда и не настать). 

Но просто знать, что тебе нравится — мало. Нужно создать условия, организовать пространство, выделить время и сделать так, чтобы переход от мысли «хорошо бы сейчас заняться вот этим» до самого действия — стал буквально делом нескольких минут. В этом может помочь «принцип мастерской», когда все вокруг распланировано и организовано так, чтобы мастер мог войти и сразу приступить к делу (а не искать нужные инструменты по всем углам). 

Как Кристина снова начала рисовать

Десятилетняя Кристина очень любит рисовать, но делает это только по субботам. Ведь для рисования нужно сначала попросить маму достать и разложить мольберт, приготовить краски и кисточки, налить воду в стаканчики, а после — все убрать и вымыть. Но из-за болезни Кристина очень быстро устает и через полчаса уже не может держать кисть в руке. Поэтому ей неловко просить маму каждый раз все готовить. «Вот если бы я могла сразу рисовать по 2-3 часа подряд! Или если бы не нужно было мыть кисточки и убирать со стола сразу… Но у меня такая крошечная комната, что это невозможно» — каждый раз расстраивалась Кристина. Однажды мама Кристины услышала как дочка говорит об этом с сестрой и придумала «художественную мастерскую».

Что сделала мама Кристины?

  1. Измерила комнату дочки и распланировала, где можно сделать «уголок художника».
  2. Попросила папу сделать из обычного подоконника — новый, низкий и широкий, как стол. Теперь у Кристины не только есть постоянное место для рисования, но и вдохновляющий вид из окна.
  3. Купила на «Авито» Кристине маленький настольный мольберт, который умещается на подоконник и который можно больше никуда не убирать. 
  4. Поставила дополнительную банку с водой для использованных кисточек: теперь после каждого рисования можно не идти в ванную, а просто складывать кисточки в воду и мыть их все сразу уже вечером, перед сном. 

Оказалось, когда процессы рисования, подготовки к нему и уборки разделены во времени и пространстве, то Кристина может начать рисовать в любое время и с любым количеством сил. В дни, когда она себя плохо чувствует, это бывает иногда всего по 2-3 минуты, зато в удачные дни может получаться и целый час! Но самое главное — Кристина теперь каждый день чувствует себя настоящим художником, у которого есть своя настоящая «мастерская». 

Самое трудное, чему мне пришлось научиться – это как притормозить, не пытаться делать все. То, что для большинства людей проще простого, для меня — сотня маленьких задач в одной. Когда люди просто делают что-то, я готовлюсь к борьбе, я составляю планы как стратегию войны. Это образ жизни, и в этом разница между болезнью и здоровьем (с) Кристин Мизерандино

А В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ МЫ РАССКАЖЕМ:

  • чем хорош «метод конвейера» для школьных заданий и домашних дел
  • почему цветное расписание на каждый день — это не только для первоклашек
  • и зачем класть телефон в коробку и уносить в другую комнату

*** Мы напоминаем, что психологи, работающие в проекте «Маршрут помощи для семей с тяжелобольными детьми» (реализован за счет гранта мэра Москвы, предоставленного Комитетом общественных связей и молодежной политики г. Москвы) оказывают бесплатную психологическую поддержку обратившимся в наш фонд семьям с тяжелобольным ребенком. Наши специалисты работают как с родителями, так и с детьми и подростками. Иногда всего за несколько сессий удается решить застарелые вопросы не только с детско-родительскими отношениями, но и с учебой, школьными проблемами или планированием своего будущего. Заполнить заявку на бесплатную психологическую помощь можно на нашем сайте.