Нужна помощьХочу помочь
03.03.2023

ДЕТИ ТИШИНЫ

ДЕТИ ТИШИНЫ

На сегодняшний день потеря слуха считается самой распространенной сенсорной формой инвалидности в мире. По данным ВОЗ, от глухоты и нарушений слуха страдают примерно 360 миллионов человек. Именно поэтому 3 марта отмечается Международный день охраны здоровья уха и слуха (International Day for Ear and Hearing). 

Кто хоть раз играл в игру-пантомиму «Крокодил», тот знает как сложно показывать и угадывать и самые простые слова, и абстрактные выражения, и даже знакомые с детства поговорки. Вот как быстро и понятно показать «похожи как две капли воды»? Или — «валять дурака»? Или — «картина маслом»?

А теперь представьте, что вы этих выражений до этого никогда даже не слышали. Так же, как не слышат их дети с врожденной глухотой. И таких непонятных слов у них — сотни. Всего в одном коротком рассказе Чехова из школьной программы неслышащий школьник может не понять половину текста! И не потому, что плохо учится, а потому что впервые видит и «лоснящиеся губы», и «лобызания», и «приятно ошеломлены». Ведь те устойчивые выражения, которые мы обычно знаем с детства (например, когда бабушка опять ругается «да с тебя все — как с гуся вода!» или кто-то на улице рассказывает, что испугался так,  «аж сердце в пятки ушло») — неслышащим детям нужно объяснять отдельно.

Основными причинами глухоты и тугоухости называют генетические нарушения, хронические инфекции уха, ряд заболеваний (краснуха, корь, свинка, менингит), а также воздействие некоторых лекарств и вредных факторов окружающей среды, в первую очередь, шума.

Поэтому, когда на съемках фильма «Погуляли» юным актерам из питерского интерната №1 для глухих детей нужно было появится на месте действия «крадучись» — они растерялись. Талантливые и яркие школьники, которые пришли в студию «Жираф» изучать историю кино и учиться делать его сами, не могли понять многих слов, с помощью которых режиссер пыталась объяснить композицию кадра или поставить актерскую задачу. А еще оказалось, что отдельного жеста, обозначающего именно «крадучись», в русском жестовом языке не существует.

«Решив, что Чарли Чаплин с его немым кино нам в помощь, я взялась за эту работу»

«Уже на первых занятиях стало ясно, что я абсолютно ничего не знаю про мир, в котором живут эти дети. Им непонятны фразы, которые обозначают что-то абстрактное, не говоря уже об фразеологизмах или поговорках. И тогда пришла идея снимать «объяснялки». (Ольга Шульгина — руководитель киностудии «Жираф», Санкт-Петербург)

Так десять лет назад начался уникальный проект, который превратился в настоящий сериал.

Сегодня Ольга говорит, что если бы тогда осознала масштаб задачи, то вряд ли бы взялась за нее с таким энтузиазмом. Но именно благодаря бесстрашию сотрудников киношколы за эти 10 лет было снято несколько десятков игровых серий: с объяснениями самых разных понятий или выражений, с самостоятельным сюжетом и запоминающимися героями. Иногда эти герои погружаются в далекое прошлое, как, например, в библейских притчах, или в средневековую Англию, чтобы найти «скелет в шкафу». А иногда разыгрывают непонятные выражения из чеховских рассказов. Объяснение происходит всеми визуальными способами коммуникации: пантомима, жестовый язык, дактиль, артикуляция и текстовые титры, чтобы при просмотре подключалась эмоциональная память.

 «А название киностудии «Жираф» придумали сами дети.
Они считают, что жираф очень яркий, необычный и похож на камеру на штативе»

Сейчас киностудия «Жираф» работает над проектом «Звуки-Знаки»: это инклюзивная киношкола, в которой обучаются актерскому мастерству и получают навыки съемки как ребята с нарушением слуха, так и обычные дети. И последним, кстати, приходится прямо на площадке овладевать жестовым языком. Опыт инклюзии в рамках детской киношколы — новаторский,  никаких учебников для таких съемочных задач не существует. Так что команда студии «Жираф» собирала (и продолжает накапливать) этот опыт самостоятельно и буквально по крупицам.

А итогом обучения становятся съемки новых серий проекта «Вижу смысл». И мы надеемся, что эти короткие, яркие и забавные ролики пригодятся и нашим подрастающим подопечным. Потому что даже после кохлеарной имплантации ни слух, ни понимание речи, ни чистое произношение звуков не появляются сами собой — над всем этим нужно долго и упорно работать. Так же упорно, как занимается с маленьким Салаватом его неунывающая мама Равиля. И тогда после реабилитации будущий первоклассник сможет чисто и ясно сказать «вода камень точит» или «терпение и труд все перетрут».

«В работе с глухими детьми лично я научилась терпению. Здесь результат не бывает молниеносным, он по принципу «вода камень точит». Но ради такого результата стоит пройти этот путь.» (Ольга Шульгина — руководитель киностудии «Жираф», Санкт-Петербург)

*** Фонд «АиФ. Доброе сердце» совместно с 85-ю региональными редакциями издательского дома «Аргументы и факты» провел большое исследование с участием пяти сотен российских НКО. И запускает проект «Удивительные люди». Проект, который поможет некоммерческим организациям показать свои достижения и рассказать о своих инициативах самой широкой аудитории. Наши читатели смогут увидеть, как маленькие и большие НКО каждый день меняют жизнь к лучшему в самых разных направлениях. Как придумывают и реализуют нужные и важные проекты в своих регионах. Эти удивительные люди работают в самых разных городах — и мы хотим, чтобы вы узнали о них и их работе больше.