Нужна помощьХочу помочь
07.06.2022

ГОРОД С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ

ГОРОД С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ

Последняя серия про инклюзивную среду в Москве, где мы выясняем, что не все то пандус, что так называется

За полгода жизни в столице Дмитрий Чешев исследовал ее вдоль и поперек: не раз был в бассейне в Лужниках, участвовал в благотворительном забеге на ВДНХ, гулял на Воробьевых горах и даже побывал в Кремле на встрече с президентом. И все это на инвалидном кресле, которое нужно еще уметь втиснуть в старые советские лифты и узкие лестницы. А о том, что помогало и что мешало передвигаться по Москве читайте в новой серии мини-сериала о человеке на коляске в «городе неограниченных возможностей».

ПОДЗЕМНЫЙ КВЕСТ

В московском метро за передвижение людей в инвалидных колясках отвечает ЦОМП (Центр обеспечения мобильности пассажиров). Звонить туда нужно минимум за день до поездки, чтобы в назначенное время на нужной станции хватило сотрудников. Диме их нужно как минимум два: его коляска, несмотря на небольшой размер, довольно тяжелая и спустить ее по лестнице в одиночку не получится.

метро доступно, но не для всех

Со съемной квартирой Диме повезло: ближайшая станция метро от него оборудована лифтом, и он может спуститься к поездам без посторонней помощи. Такое в Москве встречается нечасто. Лифты предусмотрены только на относительно новых станциях метро, большинство из которых построены уже за пределами Третьего транспортного кольца. На остальных стоят пандусы. Это и правда облегчает жизнь пассажирам с чемоданами, детскими колясками и велосипедами, однако совсем никак не помогает маломобильным людям. Пандусы в метро и подземных переходах попросту не годятся для спуска инвалидного кресла из-за высокого градуса наклона. Поэтому на выручку людям в колясках приходят сотрудники метрополитена.

После спуска к поездам перед маломобильным человеком возникает новая задача безопасно зайти в вагон. С посторонней помощью это легко: нужно всего лишь проехать к более свободным вагонам, дождаться удобного момента и чуть-чуть приподнять коляску на въезде. В одиночку справиться не так просто.

Дело в том, что старые поезда не предусмотрены для плавного въезда коляски. Опасения вызывают не только высокие пороги на входе, но и приличные расстояния между платформой и поездом. Диме нередко приходится пропускать старые составы и выжидать новые, чтобы зайти в вагон самостоятельно и не подвергать себя и других пассажиров риску.

Вообще в искусстве «выходить пораньше» Диме нет равных. Даже с неработающими лифтами, медленными подъемниками на лестницах или ожиданием нужных поездов, он умудряется быть на месте раньше тех, кому приложение всегда показывает точное время поездки.

«ДРУЖАТ ЛИ ФУНКЦИОНАЛИСТЫ С ПАНДУСАМИ?»

ВДНХ одно из любимых мест Димы в Москве. Во-первых, туда легко добраться почти откуда угодно. Во-вторых, территория ВДНХ отлично для передвижения коляске: никаких непреодолимых перепадов высот, лестниц, заборов, высоких бордюров и ям в асфальте (по крайней мере пока нет). По комплексу между павильонами даже ездит специальное социальное такси (но Дима им еще не пользовался).

Количество выставочных пространств на территории ВДНХ тоже впечатляет. Несмотря на то, что временами павильоны соревнуются в количестве ткани   с надписью «реконструкция», сейчас в них открыто немало привлекательных выставок. Мы решили не упускать момент и сходить с Димой на одну из них, чтобы проверить насколько ВДНХ готова к приему маломобильных гостей не только снаружи, но и внутри.

(спойлер: есть к чему стремиться)

Павильон ВДНХ №21 меркнет на фоне своего гигантского соседа Москвариума. Среди других зданий его выделяет только купольный козырек, нависающий над стеклянной стеной яркий признак функционализма Корбюзье. В остальном это типичная советская постройка, в которой, на первый взгляд, о доступной среде не слышали никогда.

На входе в здание препятствий не было, но уже внутри нас ждал неприятный сюрприз: два метра серого кафеля перед лестницей в семь ступенек. На ней гордо красовался новенький пандус настолько же красивый, насколько бесполезный. Угол наклона пандуса был таким высоким, что на него не то, что человеку на коляске не забраться, но и пешком можно подняться с огромным трудом. А скользкая плитка перед лестницей завершает общую картину, вызывая чувство совершенного бессилия.

Кто угодно увидел бы в плитке и лестнице непреодолимое препятствие, но не Дима. Он спокойно попросил трех охранников помочь с коляской, и те, не раздумывая, подняли ее наверх.

Только у нас три этажа, и на верхние вы попасть не сможете, честно признался один из доброжелателей.

Ничего страшного, мы можем и по первому погулять, улыбнулся Дима.

Он поблагодарил охранников, аккуратно повернул коляску и не спеша направился к выставке. Там уже можно было ехать спокойно по коврам.

СРЕДА НЕ ИНКЛЮЗИВНАЯ, ЗАТО ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

Выставка «Найти Бэнкси» пришлась Диме по душе. Масштабные инсталляции, полная свобода передвижения и действий, аудиогиды все это делало пространство иммерсивным, постепенно погружая нас во вселенную британского стрит-арта. Только для Димы эта вселенная заканчивалась типично русской серой скользкой лестницей.

На третий этаж мы с Олей поднялись вдвоем. Только после окончания просмотра мы узнали, что коляску с Димой все-таки поднимут наверх всё те же охранники с первого этажа. Они долго не решались на это из-за страха уронить кресло по пути, но благие намерения перевесили сомнения.

«люди у нас точно лучше пандусов»

Пока Дима пересматривал те инсталляции, которые были ему доступны, на первом этаже образовалась целая дискуссия: а можно ли в принципе безопасно поднять коляску с Димой на следующие этажи? В конце концов, сотрудники договорились пронести ее по широкой служебной лестнице туда и обратно, потому что на узкую лестницу для посетителей Димино кресло попросту бы не влезло.

План сработал на отлично. Дима смог увидеть всю выставку и даже зайти в огромный вагон нью-йоркского метрополитена с копиями изображений крыс Бэнкси. По иронии судьбы, к нему был приставлен единственный действительно удобный пандус во всем здании.

Надо признаться, что доступная среда в Москве это все еще не про продуманные пандусы, исправные лифты, ровное покрытие тротуаров, широкие двери и хорошую освещенность. Это, прежде всего, про человеческое неравнодушие, участие, силу духа и места, где рады видеть любого человека вне зависимости от полноты спектра его физических и ментальных возможностей. Именно это позволяет людям на коляске преодолевать многочисленные препятствия и продолжать выходить из дома в городе с ограниченным доступом.

И, возможно, если мы будем чаще замечать как устроены общественные пространства и удобно ли в них всем без исключения, то только тогда среда и станет по-настоящему инклюзивной. И тогда в городе (а не в отчетах о количестве установленных «пандусов») найдутся действительно удобные маршруты и для мам с колясками, и для пенсионеров с палочками и тележками, и для взрослых и детей с ограниченными возможностями — для всех без исключения. 

*** Благотворительный фонд «АиФ. Доброе сердце» в 2022-м году запустил новый проект «Семейный уход», получивший поддержку департамента труда и социальной защиты населения Москвы. Этот проект создавался для повышения качества жизни и наших подопечных с маломобильностью, и всех членов их семей. А для этого нужны и важны не только помощь эрготерапевтов, психологов и юристов, но и вдохновляющие примеры преодоления трудностей, возможность свободно выходить из дома, быть видимым и самостоятельным. Поэтому мы надеемся, что пример Дмитрия Чешева вдохновит наших читателей и поможет сделать любую среду доступной не на словах, а на деле.

Текст: Дарья Калачева