Нужна помощьХочу помочь
28.09.2021

НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОМУ ПСИХОЛОГУ

НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОМУ ПСИХОЛОГУ

Психолог сказала, что будет работать с нашим сыном отдельно и даже не сообщает нам — о чем они там разговаривают. Это вообще законно? А у вашего специалиста свои больные дети есть? Никаких нет? А как же она тогда работает детским психологом? 

Семейная терапия может выглядеть по-разному. Одни семьи сразу приходят к психологу вместе и вместе же обсуждают самые острые вопросы и горячие темы, спорят и ссорятся прямо во время приема, но и мирятся, и договариваются там же. 

А у кого-то совсем другой подход — медленно и осторожно распутывать проблемы, разговаривать с психологом только отдельно и охранять внутреннюю работу от посторонних глаз. 

Нет правильных и неправильных стратегий — все работают. На примере наших подопечных мы видим, что добиться больших изменений можно и за три часа, и за двадцать. И каждый результат важен, каждый — правильный. Главное — начать и не сдаваться. 

Но в начале пути вопросов всегда больше, чем ответов, особенно у родителей подростков. А наши психологи работают не просто с детьми и подростками. Они помогают тем, кому уже с рождения поставили сложный диагноз, или у кого список операций и реабилитационных центров только за одно лето бывает длиннее, чем список внеклассного чтения.

Неизлечимые заболевания, инвалидность, прогрессирующие ухудшения и частые госпитализации и сами по себе не очень способствуют беспроблемному взрослению. А если к сложностям пубертатного периода прибавляются невозможность учиться, неясное будущее, социальная изоляция и тревога уставших родителей, то становится понятно, почему в психологи программы «Маршрут помощи» отбираются самые лучшие, опытные и устойчивые специалисты. Другие здесь просто не приживутся. 

В первом тексте «НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГУ» мы отвечали на самые частые три вопроса про психологическую помощь в программе фонда:  что нужно знать про психолога до начала работы, зачем мы предлагаем именно онлайн-консультации и почему во время сессии с нашими специалистами можно быть максимально откровенным и не бояться осуждения. 

В этот раз Татьяна Кокарева — детский психолог, психосоматотерапевт и психолог программы «Маршрут помощи» — продолжает отвечать на вопросы тех родителей, которым пока сложно разобраться: как, когда и с какими вопросами  обращаться к психологу, чтобы помочь своему ребенку. 

ВОПРОС №4 «КАК МНЕ ЗАПИСАТЬ РЕБЕНКА К ПСИХОЛОГУ?» 

«Нет, мне лично психолог не нужен, я хочу записать к нему старших детей — пусть он сначала с ними поработает. Что значит — «нельзя никого записать без их желания»? Вы же мне сами помощь предложили, вот и помогите их перевоспитать!»

ТАТЬЯНА КОКАРЕВА: Детскому психологу часто приходится сталкиваться с ситуацией, в которой родители стараются «перевоспитать» ребенка и исправить то, что в нем «не такое, неправильное». 

Но важно понимать, что сложности в поведении ребенка не появились из ниоткуда, что они отражение семейной системы. Семья — это система (каждый может представить генеалогическое древо), а атмосфера в семье результат деятельности всех ее членов. Вот почему важно психологическую работу проводить не только с ребенком, но и с родителями. Так изменения в семье произойдут быстрее, и ребенок тоже сможет изменить свое поведение.  

Это правда, что дети и подростки очень редко сами обращаются за консультацией к психологу, а чаще всего инициаторами такой работы выступают родители. Но в этом случае как раз и возникает проблема мотивированности: а насколько ваш ребенок сам хочет изменений? и заинтересован ли он в получении психологической помощи? 

Поэтому сначала важно объяснить ребенку, что психолог может помочь ему справиться с проблемой, только если это будет взаимная работа. И предложить ребенку прийти хотя бы на первую на консультацию — попробовать. Дети, как правило, охотно идут на контакт, если на них не давить и сначала объяснить — зачем это нужно. 

ВОПРОС №5 «О ЧЕМ ПСИХОЛОГ РАЗГОВАРИВАЕТ С МОИМ РЕБЕНКОМ НА ОТДЕЛЬНЫХ ВСТРЕЧАХ?» 

«Ваш психолог хочет с моей дочкой провести отдельную сессию, но я не понимаю — зачем? А запись их разговора нам (родителям) потом покажут? Нет? А как я тогда узнаю — о чем они разговаривали? А не может психолог дочку против нас настроить, сказать — не слушай родителей и делай что хочешь?»

Т.К.: В случаях с детьми и подростками нужен особый специалист детский психолог. Все специалисты  программы «Маршрут помощи» имеют такую квалификацию и могут работать как со взрослыми, так и с детьми. 

В зависимости от проблемы (конкретной ситуации) психолог сначала проводит консультацию с родителем. Как правило — сначала с мамой, но также это может быть и другой взрослый член семьи, который сможет рассказать о ситуации, возникшей с ребенком. 

Далее психологическое консультирование выстраивается в зависимости от особенностей проблемы. 

Могут проводиться совместные сессии, где родителю/родителям и ребенку предлагается совместная работа и специальные упражнения — с дальнейшим обсуждением того, что показали сделанные упражнения.  

Могут быть отдельные сессии для мамы/папы и отдельные сессии для ребенка. Это особенно оправдано с подростками, которым гораздо сложнее раскрываться перед родителями. 

Необходимо отметить, что этический аспект работы имеет важное значение для работы психолога. Существуют принципы психологической работы, которые каждый специалист обязан соблюдать, и за несоблюдение которых  может быть отстранен от ведения профессиональной деятельности. Это принципы уважения личности клиента, компетентности, ответственности, честности, добровольности, беспристрастности и конфиденциальности. 

Детские психологи также соблюдают указанные принципы в работе с детьми и подростками,  за исключением случаев применяемого насилия по отношению к ребенку (если такую информацию психолог узнает от ребенка во время консультаций) и суицидальных мыслей у ребенка — тогда детский психолог обязан сообщить информацию родителям.  

Детский психолог может и должен помочь наладить контакт  между ребенком и родителем, но никогда (никогда!) уважающий себя психолог не будет пытаться настроить ребенка против семьи или пытаться заменить ребенку родителей.    

ВОПРОС №6 «СМОЖЕТ ЛИ ПСИХОЛОГ ПОМОЧЬ, ЕСЛИ У НЕГО НЕТ ОПЫТА, ПОХОЖЕГО НА МОЙ: ТЯЖЕЛЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СОБСТВЕННЫХ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ?»

«А у этого вашего психолога есть больные дети? Нет? Ну и о чем тогда говорить будем? Как она нас поймет, если у нее никогда таких проблем не было?»

Т.К.: Если так рассуждать, тогда нельзя обращаться и к тому врачу, который не переболел болезнью клиента ведь без этого опыта он не будет эффективно лечить. Но мы знаем, что это не так, и что квалификация врача гораздо важнее его личных качеств и семейных обстоятельств. 

Вот и психолог — он тоже не просто человек, который с вами разговаривает, а специалист в своей сфере, с многолетним образованием и опытом, понимающий  закономерности переживаний, через которые проходят родители особенных детей. Он может помочь примириться с тем, что нельзя изменить и увидеть плюсы в том, что есть даже не обладая жизненным опытом, полностью совпадающим с клиентским. 

Болезнь ребенка всегда остро переживается родителями. Особенности развития или неизлечимое тяжелое заболевание не так просто принять для этого требуется время и большая внутренняя работа родителей. Случится эта работа в сопровождении психолога или самостоятельно выбор  самих родителей. Главное, выбрать профессионального и внимательного специалиста, которому вы будете доверять. 

Заявку на психологическую помощь по программе «Маршрут помощи» может подать любая семья с тяжелобольным ребенком или взрослым, независимо от места проживания и от наличия адресной помощи. Благодаря Фонду президентских грантов мы можем предоставлять по десять бесплатных часовых консультаций для тяжелобольных детей и взрослых и еще столько же — для их родителей и других помогающих членов семьи. Наши психологи помогли уже очень многим семьям, обязательно помогут и вам тоже.

Текст: Ксения Духова

Комментарии: психолог Татьяна Кокарева