Этим летом закончился 3 поток обучения равных консультантов в фонде «АиФ. Доброе сердце». Рассказываем: что нового и интересного изучали будущие равные консультанты и как выстроен наш учебный процесс.
«После обучения у меня поменялась собственная реакция на многие вещи: не только на истории других мам, а в целом на происходящее вокруг», — Инга (равный консультант).
В прошлом году мы уже писали про первых выпускниц первого потока курса равных консультантов и теперь хотим рассказать: что изменилось с тех пор в нашем подходе к обучению.
Это онлайн-обучение, которое длится несколько недель и включает в себя как групповые лекции и вебинары с ведущими курса, так и самостоятельную подготовку к занятиям.
Все учебные материалы для самостоятельного изучения находятся на удобной учебной платформе, с доступом через личный кабинет. Они разработаны специалистами фонда и психологами специально для Школы и учитывают не только международные стандарты обучения равных консультантов, но и опыт сотрудников фонда «АиФ. Доброе сердце», которые много лет работают с родителями тяжелобольных детей и понимают особенности коммуникации с такими семьями.
Именно поэтому такой большой блок курса посвящен профилактике выгорания, умению помогать клиенту, не поддерживая его разрушительные стратегии и этике работы равного консультанта.
Кроме психологов, в создании курса участвовали самые разные специалисты, поэтому вопросы, которые обсуждаются на онлайн-занятиях, включают не только теорию работы равных консультантов, но и практическую информацию, основанную на многолетнем опыте работы всех отделов фонда.
Например, где проходит граница между желанием помочь и поделиться проверенной информацией о лечении и специалистах — и ангажированностью и лоббированием определенных медицинских продуктов и сервисов?
«Мне близок подход равного консультирования, когда рассказываешь о своем опыте. Но есть четкая градация: это мой личный опыт, а вот с этим я напрямую не сталкивалась, но могу судить о ситуации, исходя из опыта коллег. Важно указывать этот момент, не преувеличивая своего опыта. Как равные консультанты мы должны говорить: мой опыт такой, а у тебя может быть по-другому, и, возможно, получится еще лучше, но ты попробуй сделать вот так. Именно в Школе равных консультантов нам давали техники, как разграничить источники информации и опыта. Это мой личный инсайт после обучения», — Лилия (равный консультант).
Может ли равный консультант участвовать в обмене медицинскими препаратами с другими родителями, настойчиво советовать врачей или методы лечения, которые помогли его ребенку и какие юридические и этические нормы существуют в этих вопросах?
Где заканчивается доверительный разговор и начинается строго конфиденциальная информация?
Как помочь клиенту сформулировать запрос о помощи, не навязывая свои формулировки и не принося собственные проблемы?
Что такое «красные флаги» и к каким специалистами чаще всего отправляют родителей равные консультанты? В каком случае консультант должен сразу посоветовать обратиться за медицинской, психиатрической и медикаментозной поддержкой, а в каком — справится сам?
«Равный консультант в любой области — не замена врачу, психологу, реабилитологу. Но консультант может не только заметить настораживающие признаки, но и вовремя подсказать — к какому специалисту нужно обратиться», — считает Лариса Чурикова(психолог, равный консультант и руководитель Тульского регионального общественного движения «МамКомпания»).
Даже самый эмпатичный человек, сталкиваясь с чужим горем и тяжелым диагнозом, может растеряться — и это нормально. Но те, кто идут в равные консультанты, специально учатся не отстраняться, не замолкать, не избегать сложных тем.
На курсе есть памятки с опорными фразами, к которым можно обращаться, пока не равный консультант не наработает достаточно опыта и профессиональной устойчивости. Фразы, разработанные психологами с большим клиническим опытом, учат говорить о сложных вещах искренне, но не травмируя собеседника. Выражать сочувствие, избегая банальных клише. Предлагать поддержку, не навязываясь.
Обучение на курсе также использует разнообразные психологические и коучинговые модели работы с клиентами. Например, мы учим равных консультантов использовать пирамиду Дилтса (Роберт Дилтс — психолог из Калифорнии, создавший модель психологического устройства человека, которая показывает структуру его картины мира), чтобы структурировать все, что рассказывает собеседник и видеть в каких направлениях он уже готов к изменениям и какие вопросы нужно задавать во время консультаций, чтобы эти изменения начались.
Также в процессе учебы равные консультанты осваивают нарративные практики, учатся применять технику «Путь Героя», распознавать стадии принятия диагноза и учатся безоценочному и непредвзятому отношению к любому состоянию клиента.
И в итоге наши ученики заканчивают обучение, понимая, что равное консультирование — это не просто доброжелательный разговор на сложные темы с такими же родителями как они, а структурированная система поддержки, которая иногда может стать главной опорой в безнадежной ситуации.
«В Хабаровске есть пациентское сообщество больных муковисцидозом (всего в крае больше 40 пациентов, из них только шестеро взрослых). Для родителей детей с муковисцидозом очень важно общение со взрослыми пациентами: это что-то из области «а можно я просто на вас посмотрю». Наша встреча — это их шанс прикоснуться к возможному будущему своего ребенка. Я шучу, что подрабатываю экспонатом. Но понимаю, что иногда просто посмотреть и понять, что так бывает — уже элемент терапии», — Татьяна Матвеева (клинический психолог, активный член пациентского сообщества и равный консультант по муковисцидозу).
Школа равных консультантов фонда «АиФ. Доброе сердце» основана в 2022 году и своей работой поддерживает основную миссию фонда — создание всесторонней системы поддержки для семей с тяжелобольными детьми и взрослыми. Многолетний опыт фонда (18 лет работы с такими семьями!) доказывает, что не только адресная помощь, но и развитие пациентских сообществ в регионах и обучение равному консультированию — это именно то, что помогает родителям лучше справляться в тяжелых ситуациях и находить опору в других семьях с таким диагнозом.
*** Третий поток курса для обучения равных консультантов не состоялся бы без Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь», поддержавшего наш проект «Не оставить наедине с диагнозом».
Мы работаем, чтобы никто не оставался наедине с болезнью!
Вы можете помочь ещё больше! Расскажите друзьям о нас!
Вернуться на главную