Нужна помощьХочу помочь
20.09.2023

«Я СЛЫШУ БУДУЩЕЕ»

«Я СЛЫШУ БУДУЩЕЕ»

18 сентября 2023 года началась Международная неделя глухих, ежегодно отмечаемая мировым сообществом глухих в последнюю полную неделю сентября. Мы решили публиковать на этой неделе не только истории наших подопечных, но и интересные факты об образовании, жестовом языке и защите прав людей с нарушениями слуха.

За 18 лет работы фонда «АиФ. Доброе сердце» историй помощи детям и взрослым с частичным или полным отсутствием слуха у нас собралось уже несколько десятков. Вместе с нашими читателями мы оплачивали уникальные операции и новые уши, покупали лучшие слуховые аппараты и наблюдали стремительное развитие ассистивных технологий.

Но иногда мы открываем очередной сбор, и снова сталкиваемся с вопросами:

  • а зачем ребенку с почти полной потерей слуха нужно покупать новый слуховой аппарат (и почему такой дорогой? и что такое костная проводимость?)
  • почему многие родители мечтают отдать ребенка в самый обычный класс обычной школы, хотя учиться там будет сложнее, чем в специализированном интернате?
  • к чему столько сил, времени и денег тратить на реабилитацию ребенка, который не начал сам разговаривать даже после кохлеарной имплантации?

Поэтому мы решили, что Международная неделя глухих — самое время вернуться к темам инклюзивного образования и защиты прав людей с нарушениями слуха.

«ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ, ВЫБИРАЙ… НА СЛУХ?»

Согласно российскому «Атласу доступных профессий» самые востребованные у работодателей специальности для глухих и слабослышащих людей: повар, мастер по ремонту автомобилей, пекарь, машинист подъемного крана, мастер общестроительных работ или, например, тракторист.

Но, если спросить наших подопечных — будущих и нынешних школьников и студентов с проблемами слуха, то список их будущих профессий будет совсем другой.

«Собираюсь пойти в IT, ведь будущее за prompt-инженирингом и искусственным интеллектом»

«Дочку очень хвалит педагог по вокалу (особенно теперь, с новым слуховым аппаратом): готовится выступать на большом концерте»

«Поступил на факультет киберспорта, потому что интересно. Плюс для геймера слух не так важен, как реакция»

«Вырасту — и буду художницей… или дизайнером»

Среди тех, кому мы помогали и помогаем все эти годы, совсем скоро появятся музыкальные сурдопереводчики, городские гиды, музейные экскурсоводы и медиаторы. И совершенно точно подрастают интерьерные и ландшафтные дизайнеры, оттачивают свои шутки стендап-комики и актеры, и вовсю снимают вирусные ролики будущие популярные блогеры, видеографы, танцоры.

И это говорит не о том, что профессия крановщика через несколько вымрет или окончательно автоматизируется, а том, что расширение инклюзивной среды автоматически расширяет поле образовательных и карьерных возможностей для любого слабослышащего и глухого ребенка и взрослого. И, конечно, дает другой взгляд на возможное место в мире, независимо от того — насколько много ты можешь услышать.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

+ Стремительная популярность музыкального сурдоперевода на концертах звезд хип-хопа и больших музыкальных фестивалях сильно повлияла не только на популярность профессии сурдопереводчика, но и на количество слышащих людей, которые начали учить жестовые языки.

+ Существуют не только стендап-шоу с переводом на жестовый язык (в Америке — больше 15 лет, в России — с 2021 года), но и стендап на жестовом языке — с устным переводом.

+ Нарушения слуха или его полное отсутствие — не причина отказываться от карьеры в кино или театре.  И мы об этом тоже писали.

+ В 1806 году в городе Павловске (возле Санкт-Петербурга) было открыто первое учебно-воспитательное учреждение для 12 глухих детей. Однако только через 200 лет, с 2012 года (после изменений в Законе об образовании) у детей с проблемами слуха появилась возможность получения инклюзивного образования и в обычных школах, независимо от состояния здоровья.

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО… ИЛИ ЖЕСТ?

Считается, что история современной сурдопедагогики началась в 1760 году, во Франции, когда аббат Шарль-Мишель де л’Эпе начал организовывать групповое обучение глухих детей по определенной системе.

Дактильный алфавит, жестовый язык и индивидуальные учителя для обучения глухих детей устной речи (в богатых семьях) существовали и до этого. Но заслуга аббата была в том, что он был уверен, что любой глухой ребенок может получить такое же воспитание и образование, как и слышащий. Даже несмотря на сильные различия в грамматике жестового и письменного французского языков, на которые до аббата  де л’Эпе мало кто обращал внимание.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

+ В разных регионах есть свои диалекты жестовых языков, с отдельными словами, выражениями и шутками.

+ Самый большой в мире словарь жестов Spread Signs содержит более 200 000 движений для общения с носителями самых разных языков (в том числе английского, немецкого, русского, испанского, шведского, турецкого, украинского и др.).

+ Во многих странах существуют разные приложения для перевода устной речи в текст и обратно, чтобы облегчить спонтанное общение глухого и слышащего человека. Современные технологии позволяют записывать и сохранять все реплики на экране сразу в виде готового диалога, производить автоматический подбор ударений и делать воспроизводимую речь плавной и естественной.

+ Как только начинает активно развиваться какой-то вид спорта или активности, где появляются глухие участники, то начинают появляться и новые жесты для обозначения новых понятий. Например, это хорошо видно на примере любительского яхтинга, который набирает популярность в России последние 10 лет.

+ Не все глухие и слабослышащие по умолчанию в совершенстве владеют жестовым языком, не все даже хорошо понимают его. Это отдельный вид языка и учат его тоже отдельно и целенаправленно. Или — не учат, если у ребенка и его родителей нет такой потребности и желания. 

+ 30 декабря 2012 года русский жестовый язык (РЖЯ) получил официальный статус и из «языка межличностного общения» стал «языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации». Только благодаря этому изменению в законе глухие и слабослышащие имеют право на услуги переводчика при обращении в государственные, муниципальные и судебные органы. 

ПРАВО СЛЫШАТЬ И ЗНАТЬ

Всемирная Федерация Глухих — организация, работающая над обеспечением равных прав для 70 миллионов человек с проблемами слуха по всему миру и одна из старейших международных организаций людей с ограниченными возможностями в мире. Федерация была создана в Риме 23 сентября 1951 года, с признания факта, что глухие люди во всем мире сталкиваются с препятствиями на пути к равным правам человека и участию в политической и социальной жизни. На первом Всемирном конгрессе присутствовали делегаты от 25 национальных Ассоциаций глухих, а сегодня в Федерации есть представители 125 стран, которые сыграли большую роль в разработке Конвенции ООН о правах инвалидов от 2008 года.

В 1958 году ВФГ объявила последнее воскресенье сентября Международным днём глухих, а Всероссийское общество глухих, образованное гораздо раньше Федерации — 21 сентября 1926 года! — является полноправным членом Всемирной федерации глухих с 1955 года.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО:

+ Существует МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ (Declaration on the rights of deaf children). В ней, например, есть пункты про то, что глухие дети имеют право выражать свое мнение по всем вопросам, которые их затрагивают. Или пункт про право на качественное, инклюзивное, многоязычное образование на своем национальном письменном и жестовом языках.

+ Термин «глухонемой», часто употреблявшийся в СССР в разговорной речи и даже в медицинской литературе, теперь считается устаревшим и оскорбительным. Правильно говорить «неслышащие», «глухие», «слабослышащие» или «люди с нарушениями слуха».

+ В последние годы в разных странах активно развиваются технологии, которые делают городскую среду и социальную жизнь все более инклюзивной. Появляются специальные дейтинговые приложения для людей с нарушениями слуха, добавляются функции выбора неслышащего водителя в приложениях такси, дизайнеры и строители создают специальные проекты для общественных пространств, учитывая потребности тех, кто плохо видит, слышит или передвигается.

И хотя, к сожалению, всеобщее равенство и полная интеграция глухого меньшинства в повседневной жизни это пока скорее будущее, чем настоящее, но чем больше мы все будем знать — как можно приближать такое будущее, тем больше счастливых историй будет.

Это будущее мы делаем все вместе. Иногда самые быстрые изменения делаются самыми маленькими шагами — в один клик, в один перевод, одно пожертвование.