Какое образование выбирают российские абитуриенты с проблемами слуха? Как слуховые аппараты помогают учиться лучше? По каким критериям оценивать ВУЗ и колледж для неслышащего студента? На эти и другие вопросы про специальное и высшее инклюзивное образование мы отвечаем историями наших подопечных.
Почти 500 миллионов человек во всем мире страдают потерей слуха. Причины этого разные: врожденные изменения, генетические сбои, осложнения после детских отитов и приема токсичных лекарств, травмы или тугоухость, вызванная шумом. В некоторых случаях на помощь приходит кохлеарная имплантация, но в большинстве случаев помощь первого выбора — это слуховые аппараты.
С инвалидностью по слуху в России можно получить слуховой аппарат бесплатно, правда, только ту модель, что соответствует диагнозу и предусмотрена перечнем Фонда социального страхования. Но, если выданный аппарат не подходит (недостаточно мощный, не совпадает с индивидуальными рекомендациями реабилитологов), то и слышать в нем взрослый или ребенок будет некачественно: звуки будут искажаться, а дополнительные шумы мешать и отвлекать.
Из истории Камилы Агзямовой (15 лет): «На первый мощный слуховой аппарат Агзямовы собирали деньги всей родней, зато в первый класс их младшая дочка Камила пошла вместе со своими слышащими сверстниками. Ее мама знала, что дочка сможет хорошо учиться: 15 лет назад родители уже прошли этот путь со старшим сыном. Который родился абсолютно глухим, но закончил обычную, а не коррекционную школу, медицинский вуз и — стал врачом. Его младшая сестренка тоже старательно учится на четверки и пятерки, что с современным слуховым аппаратом делать гораздо проще (два следующих «Phonak Bolero» Агзямовым помог купить наш фонд). С ним Камила может легко разобрать речь учителя в шумном классе, расслышать каждое слово диктанта. И может подстроить устройство так, чтобы на уроках посторонние звуки не мешали сконцентрироваться на важном, зато на переменах можно одновременно слышать всех друзей».
Открывая очередной адресный сбор на новые модели слуховых систем, на слухоречевую реабилитацию, на передатчик звука Roger Pen для школьника или будущего студента — мы точно знаем, что такие сборы всегда ведут к хорошим новостям в следующем учебном году.
Выбор специального и высшего образования для глухих и слабослышащих абитуриентов — ответственный шаг, который требует внимания к множеству факторов. Реабилитологи и специалисты по образованию слабослышащих поделились с нами важными аспектами, на которые родителям и школьникам стоит обратить внимание, а также возможными вариантами высшего образования для российских студентов с проблемами слуха.
Из истории Вали Мерцалова (14 лет): Про важность своевременной поддержки в семье Мерцаловых знают хорошо. Валя Мерцалов до первых дорогих аппаратов все время молчал, ни на что не реагировал, смотрел отрешенно сквозь людей — так, что врачи все дописывали и дописывали малышу список патологий развития. И только сурдолог посоветовала Маше купить мощный слуховой аппарат и обнадежила, что с ним поведение сына поменяется. Так и вышло. «Первые аппараты настраивали в Новосибирске, и попросили нас сразу не уезжать: по городу погулять, привыкнуть. Гуляем. На улице над нами ворона каркнула — и Валя сразу голову вверх задрал. А я от счастья расплакалась. Слышит!», — вспоминает Мария и признается: теперь, когда Валя возвращается из школы, она откладывает все дела на час и дает сыну возможность выговориться. Рассказать, как дела в школе, похвалиться, что по истории снова «пятерка». Да-да, когда Валя начал слышать, то практически все другие диагнозы с него сняли! И он учится хоть и в специализированной школе, зато в самом сильном 7 «А» классе, где одноклассники с малой степенью тугоухости. Семиклассник Валя Мерцалов любит учиться, у него много друзей, а после школы хочет стать поваром: уже может вкусно пожарить курицу или приготовить спагетти «болоньезе». Пройден такой путь по возвращению Вали в обычную жизнь, что теперь Маше еще страшнее представить как ее добрый жизнерадостный сын снова окажется в кромешной тишине, если работающие на последнем издыхании аппараты сломаются. Но мы же поможем, правда?
Из истории Риты Денежкиной (17 лет): Рита называла свои слуховые аппараты «вторыми ушами» и бережно за ними следила целых 9 лет: мыла вкладыши в специальном растворе, продувала, сушила, хранила в коробочке. Может поэтому ее первые «уши» — такие долгожители и дотянули до окончания 9-го класса. Однажды их пришлось отдать в ремонт, так Маргарита тогда ужасно расстроилась и не разговаривала ни с кем целые сутки. Поэтому для поступления в колледж фонд собрал деньги на новый слуховой аппарат, чтобы учебе и общению ничто не мешало. А мама Риты прямо перед публикацией прислала нам приятные учебные новости:
«Добрый день! Рита учится в Алтайском экономическо-промышленном колледже на программиста (как и планировала). Заканчивает первый курс, а сейчас готовится к зачётам и экзаменам, которые начнутся с середины июня. Учится хорошо, правда математика хромает. Поэтому занимается дополнительно с репетитором, чтобы сдать экзамен на хорошо. Первая половина учебного года была сложным периодом для Маргариты, но она справилась. Сейчас очень хорошо общается с одногруппниками и со многими ребятами с других курсов. Участвует в студенческой жизни, а еще успела и на подработки походить, и в тренажёрный зал! Но пока пришлось это всё во втором полугодии отложить: по времени с учёбой сейчас не получается совмещать — вторая смена. В общем, были и радость, и слёзы в этом году — но в целом всё у дочки хорошо. Слуховые аппараты, которые мы получили благодаря вашему фонду, очень помогают Маргарите жить и быть в обществе. Спасибо вам еще раз огромное. P.S. Да, а на «Елке желаний» Маргарита получила в подарок поездку в Питер. Так что в июле ее ждет путешествие!»
Очень важный критерий в выборе школы, колледжа, вуза для детей с проблемами слуха — это радость и удовольствие от учебы. Родители наших подопечных часто говорят о том, что лучшая награда за все усилия, вложенные в образование детей — это видеть их счастливыми, увлеченными, окруженными друзьями и мечтающими о будущем. Тогда окупаются и долгие часы на дорогу в школу, и переезды всей семьи в другой город ради образования, и обращения в фонды, чтобы купить новые слуховые аппараты — мощные, современные, идеально подходящие для учебы в любых условиях.
Спасибо, что помогаете нашим подопечным и даете им шанс жить так, как они хотят!
Вы можете помочь ещё больше! Расскажите друзьям о нас!
Вернуться на главную