Нужна помощьХочу помочь
06.06.2024

ГЛУХОТА ПЯТЕРКАМ НЕ ПОМЕХА!

ГЛУХОТА ПЯТЕРКАМ НЕ ПОМЕХА!

Какое образование выбирают российские абитуриенты с проблемами слуха? Как слуховые аппараты помогают учиться лучше? По каким критериям оценивать ВУЗ и колледж для неслышащего студента? На эти и другие вопросы про специальное и высшее инклюзивное образование мы отвечаем историями наших подопечных.

 

Почти 500 миллионов человек во всем мире страдают потерей слуха. Причины этого разные: врожденные изменения, генетические сбои, осложнения после детских отитов и приема токсичных лекарств, травмы или тугоухость, вызванная шумом. В некоторых случаях на помощь приходит кохлеарная имплантация, но в большинстве случаев помощь первого выбора — это слуховые аппараты.

С инвалидностью по слуху в России можно получить слуховой аппарат бесплатно, правда, только ту модель, что соответствует диагнозу и предусмотрена перечнем Фонда социального страхования. Но, если выданный аппарат не подходит (недостаточно мощный, не совпадает с индивидуальными рекомендациями реабилитологов), то и слышать в нем взрослый или ребенок будет некачественно: звуки будут искажаться, а дополнительные шумы мешать и отвлекать.

Из истории Камилы Агзямовой (15 лет): «На первый мощный слуховой аппарат Агзямовы собирали деньги всей родней, зато в первый класс их младшая дочка Камила пошла вместе  со своими слышащими сверстниками. Ее мама знала, что дочка сможет хорошо учиться: 15 лет назад родители уже прошли этот путь со старшим сыном. Который родился абсолютно глухим, но закончил обычную, а не коррекционную школу, медицинский вуз и — стал врачом. Его младшая сестренка тоже старательно учится на четверки и пятерки, что с современным слуховым аппаратом делать гораздо проще (два следующих «Phonak Bolero» Агзямовым помог купить наш фонд). С ним Камила может легко разобрать речь учителя в шумном классе, расслышать каждое слово диктанта. И может подстроить устройство так, чтобы на уроках посторонние звуки не мешали сконцентрироваться на важном, зато на переменах можно одновременно слышать всех друзей». 

Открывая очередной адресный сбор на новые модели слуховых систем, на слухоречевую реабилитацию, на передатчик звука Roger Pen для школьника или будущего студента — мы точно знаем, что такие сборы всегда ведут к хорошим новостям в следующем учебном году.

Девушка с длинными волосами

Камила Агзямова

ГДЕ УЧИТЬСЯ? КАК ВЫБИРАТЬ?

Выбор специального и высшего образования для глухих и слабослышащих абитуриентов — ответственный шаг, который требует внимания к множеству факторов. Реабилитологи и специалисты по образованию слабослышащих поделились с нами важными аспектами, на которые родителям и школьникам стоит обратить внимание, а также возможными вариантами высшего образования для российских студентов с проблемами слуха.

  1. Рассмотрите специализированные вузы и факультеты. В России существует несколько учебных заведений, которые имеют опыт и ресурсы для обучения глухих и слабослышащих студентов. Примером может служить Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, где уже почти сто лет существуют программы и факультеты, адаптированные для таких студентов.
  2. Обратите внимание на инклюзивные программы. Сейчас вузы и колледжи в разных регионах чаще задумываются об инклюзивности, создавая условия для комфортного обучения студентов с различными формами инвалидности. Среди них можно отметить Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет и другие крупные учебные заведения.
  3. Дистанционное обучение. Для некоторых студентов единственным подходящим вариантом может стать дистанционное обучение, которое позволяет получать образование без необходимости физического присутствия в университете. Такие программы намного гибче и могут быть адаптированы под индивидуальные потребности студента (хотя иногда об этом нужно договариваться с администрацией и учебным отделом).

НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ

  1. Доступность инфраструктуры. Заранее проверьте — насколько колледж или университет приспособлен для нужд глухих и слабослышащих студентов. Это включает как минимум наличие сурдопереводчиков, аудиовизуального оборудования, адаптированных учебных материалов и специальных программ поддержки. Лучше всего посмотреть на доступность учебной среды лично, например, на «дне открытых дверей», которые регулярно проводятся в колледжах и вузах.
  2. Качество образования. Обратите внимание на аккредитацию и образовательный рейтинг, почитайте отзывы студентов и родителей на независимых ресурсах.
  3. Поддержка студентов. Узнайте, какие программы поддержки предлагаются в университете. Это может быть помощь в социальной адаптации, индивидуальное наставничество, регулярное общение с психологом и другие формы поддержки, которые помогут успешно пройти обучение.
  4. Социальная среда. Есть ли в вузе студенческие организации и сообщества для глухих и слабослышащих? А также насколько активно вуз продвигает  и поддерживает инклюзивные инициативы? Не стесняйтесь обращаться с этими вопросами в приемные комиссии вузов, чтобы получить информацию о программах поддержки для глухих и слабослышащих студентов.
Парень с медалями

Валя Мерцалов

Из истории Вали Мерцалова (14 лет): Про важность своевременной поддержки в семье Мерцаловых знают хорошо. Валя Мерцалов до первых дорогих аппаратов все время молчал, ни на что не реагировал, смотрел отрешенно сквозь людей — так, что врачи все дописывали и дописывали малышу список патологий развития. И только сурдолог посоветовала Маше купить мощный слуховой аппарат и обнадежила, что с ним поведение сына поменяется. Так и вышло. «Первые аппараты настраивали в Новосибирске, и попросили нас сразу не уезжать: по городу погулять, привыкнуть. Гуляем. На улице над нами ворона каркнула — и Валя сразу голову вверх задрал. А я от счастья расплакалась. Слышит!», — вспоминает Мария и признается: теперь, когда Валя возвращается из школы, она откладывает все дела на час и дает сыну возможность выговориться. Рассказать, как дела в школе, похвалиться, что по истории снова «пятерка». Да-да, когда Валя начал слышать, то практически все другие диагнозы с него сняли! И он учится хоть и в специализированной школе, зато в самом сильном 7 «А» классе, где одноклассники с малой степенью тугоухости. Семиклассник Валя Мерцалов любит учиться, у него много друзей, а после школы хочет стать поваром: уже может вкусно пожарить курицу или приготовить спагетти «болоньезе». Пройден такой путь по возвращению Вали в обычную жизнь, что теперь Маше еще страшнее представить как ее добрый жизнерадостный сын снова окажется в кромешной тишине, если работающие на последнем издыхании аппараты сломаются. Но мы же поможем, правда?

«Я Б В ДИЗАЙНЕРЫ ПОШЕЛ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ»

  1. Технические и инженерные специальности. Многие глухие и слабослышащие студенты успешно обучаются на технических и инженерных специальностях. Ведь такие специальности часто опираются на визуальные материалы и не требуют постоянного вербального взаимодействия.Например, Наташа Рыкова, которой вы помогли купить новый слуховой аппарат, собирается стать зубным техником. А в знаменитой Бауманке каждый год большой конкурс среди на такие востребованные направления как робототехника, нано-инженерия, авиационное и ракетно-космическое направление.
  2. Информационные технологии. Программы в области IT, программирования, веб-дизайна и других смежных областей также являются отличным выбором. Они не только максимально востребованы на рынке труда, но и позволяют учиться и работать удаленно, что может быть важным фактором для студентов из отдаленных регионов. Богдан Куприченко с новыми сверхмощными Phonak Naida как раз сделал такой выбор.
  3. Творческие специальности. Искусство, дизайн, музыка, кино и театр – все это области, где слабослышащие студенты могут реализовать свой потенциал. Такие программы включают много визуальной информации, что облегчает учебу. Кире Моргуновой всего 14 лет, но она уже мечтает поступить в Бауманку на ландшафтный дизайн. А некоторые наши подопечные мечтают после школы пойти в Российскую государственную специализированную академию искусств,  где есть сильные программы по дизайну, можно изучать музыкальное и изобразительное, и декоративно-прикладное искусство (например, керамику, текстиль, стекло, металлообработку).
  4. Социальные и гуманитарные науки. Социология, психология, педагогика (и не только коррекционная), методология образования и другие гуманитарные науки также отличный выбор для школьников, которые любят много читать, анализировать и исследовать.
Девушка со слуховым аппаратом

Рита Денежкина

ЗАХОТЕЛА — И СМОГЛА!

Из истории Риты Денежкиной (17 лет): Рита называла свои слуховые аппараты «вторыми ушами» и бережно за ними следила целых 9 лет: мыла вкладыши в специальном растворе, продувала, сушила, хранила в коробочке. Может поэтому ее первые «уши» — такие долгожители и дотянули до окончания 9-го класса. Однажды их пришлось отдать в ремонт, так Маргарита тогда ужасно расстроилась и не разговаривала ни с кем целые сутки. Поэтому для поступления в колледж фонд собрал деньги на новый слуховой аппарат, чтобы учебе и общению ничто не мешало. А мама Риты прямо перед публикацией прислала нам приятные учебные новости:

«Добрый день! Рита учится в Алтайском экономическо-промышленном колледже на программиста (как и планировала). Заканчивает первый курс, а сейчас готовится к зачётам и экзаменам, которые начнутся с середины июня. Учится хорошо, правда математика хромает. Поэтому занимается дополнительно с репетитором, чтобы сдать экзамен на хорошо. Первая половина учебного года была сложным периодом для Маргариты, но она справилась. Сейчас очень хорошо общается с одногруппниками и со многими ребятами с других курсов. Участвует в студенческой жизни, а еще успела и на подработки походить, и в тренажёрный зал! Но пока пришлось это всё во втором полугодии отложить: по времени с учёбой сейчас не получается совмещать — вторая смена. В общем, были и радость, и слёзы в этом году — но в целом всё у дочки хорошо. Слуховые аппараты, которые мы получили благодаря вашему фонду, очень помогают Маргарите жить и быть в обществе. Спасибо вам еще раз огромное. P.S. Да, а на «Елке желаний» Маргарита получила в подарок поездку в Питер. Так что в июле ее ждет путешествие!»

Очень важный критерий в выборе школы, колледжа, вуза для детей с проблемами слуха — это радость и удовольствие от учебы. Родители наших подопечных часто говорят о том, что лучшая награда за все усилия, вложенные в образование детей — это видеть их счастливыми, увлеченными, окруженными друзьями и мечтающими о будущем. Тогда окупаются и долгие часы на дорогу в школу, и переезды всей семьи в другой город ради образования, и обращения в фонды, чтобы купить новые слуховые аппараты — мощные, современные, идеально подходящие для учебы в любых условиях.

Спасибо, что помогаете нашим подопечным и даете им шанс жить так, как они хотят!